В итоге рационалистический метод победил, однако, философы XVIII-XIX вв. будут обращаться к альтернативным логикам через голову непосредственных предшественников: диалектика неоплатонического типа аукнется в системах Фихте и Гегеля, а Лейбниц получит из луллизма комбинаторный анализ точно так же, как он воспользуется университетской перипатетической логикой.
Примечания
1 К исследовательской теме «Интерес и мода как часть социокультурного контекста философии».
2 Развивая ту же мысль, можно сказать: классицизм был исключением (вычитанием) канонов в соответствии с методически разработанной теорией канона вообще, которая разрабатывалась тогда же, когда учение о методе, в XVII в. Романтизм сделал вывод из канонической рациональной теории и по разуму отменил каноны вообще.
3 Здесь и далее в фактическом материале изложение опирается преимущественно на работы: Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000; Йейтс Ф.А. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997.
4 К исследовательской теме «Социокультурный контекст исследователя как основание интерпретации».
5 Названия, данные нами здесь, условны, но дать точное название довольно сложно; впрочем, это не единственная сложность.
6 ФА. Йейтс показывает, как формировался состав идей ренессансной магии за счет присоединения все новых источников (Гермес Трисмегист, орфизм, каббала, Псевдо- Дионисий Ареопагит) в гл. 2,4-7 своего исследования.
7 Очевидно, один из важных подспудных процессов XVI-XV1I вв. — перераспределение ролей семи свободных искусств.
Л.Б. Четырова (Самара)
Социальное конструирование труда в раннебуржуазном обществе
Происходящие в современном обществе изменения в области труда, — трансформация содержания труда, его статуса, его ценности — побуждают исследователей обратиться к рассмотрению его прежнего значения, сформировавшегося в индустриальную эпоху. Истоки такого понимания труда лежат в пространстве культуры Нового времени, которое характеризовалось появлением новых идеологических полей, имеющих как религиозный, так и светский характер, новых «профессионалов представлений» — философов и ученых. «Профессионалы представлений» поставляли конкурирующие теории, боровшиеся за господство над умами. Если противоборство католицизма и протестантизма разворачивалось вокруг проблемы способов спасения, включающего в себя решение вопроса об отношении человека и Бога, то соперничество протестантов и светских экспертов, в качестве которых выступали философы, разворачивалось вокруг вопроса веры и разума. Если религиозные протестанты выступали за чистоту веры против разума, то философы, напротив, — за разум против веры; своего апогея эта борьба достигла в эпоху Просвещения [1]. |