Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 154

По направлению к методу

Само описание циркулировавших в XVI в. логических идей уже составляет предысторию возникновения метода в том смысле, в котором понимал это слово

Декарт. Это описание мало проясняет границы партий: не каждое направление логики было выражением программы той или иной философской партии, тут также налицо пересечения. Программа познания каждой из четырех партий в силу своей специфики нуждалась в чем-то вроде логики, диалектики, (пра)методологии. Только в случае четвертой партии мы можем говорить о на­учно-исследовательской программе с принятием на себя методологических обя­зательств (по Лакатосу). Можно, однако сказать, что для описываемой эпохи мы находим четыре-пять Gestalten («формообразований», «обликов» или «форм») логики.

Схоластическая университетская логика, обычно неточно называемая пери­патетической; с таким же успехом ее можно было бы именовать перипатетико- стоической, боэцианско-абеляровской или скотистской; ее название традицион­но давалось по верховному авторитету. Как правило, разрабатывала только формализованные разделы аристотелевской логики, учения о терминах, сужде­нии, умозаключениях и софизмах (апориях). Исключала из своего поля зрения содержательные разделы логики Аристотеля, например, топику, поскольку от­деляла задачи логики от задач риторики и филологии.

Гуманистическая или альтернативная диалектика — итог гуманистической критики университетской логики на общегуманистических основаниях (поло­жительная программа заключалась в риторико-филологических методах). Ее классики: Пико де ла Мирандола (каббалист), Лоренцо Балла, Петр Рамус (гу­манист-филолог), по имени последнего известна как рамизм. Искусность такой диалектики ограничивалась искусством хорошо рассуждать и искусством вести диалог. Отделяла задачу поиска нового знания (риторическая инвенция, топика Квинтилиана), от задачи всего лишь правильного ее изложения (риторическое расположение, критика Квинтилиана), которую и называла методом и к кото­рому относила учение о силлогизме перипатетической логики. Программа Ра- муса и состояла в том, чтобы заменить единой диалектикой естественного чело­веческого разума и логику, и риторику традиции.

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > Последняя >>

Страница 24 из 177