Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 152

Сложности описания.

Самосознание как различение своего и чужого, если и существовало, то с трудом поддается переводу на наш язык. Описываемая нами эпоха чрезвычайно богата на памфлеты, но для того чтобы в них разбираться, нужно знать, кто кого ругает. Памфлеты гуманистов определяли перипатетиков как педантов; но этой же кличкой маги-натурфилософы (например, Бруно) бранили гуманистов (на­пример, Петра Рамуса).

Разграничение по темам, источникам и теоретическим воззрениям также требует очень долгой аналитической работы. Для всякой теории можно найти такой материал, что ее применение будет максимально продуктивно (так теория ментальности разрабатывалась на примере Средних Веков.) Теорию идей наи­более продуктивно применяли к истории Возрождения и раннего Нового Вре­мени именно потому, что в эту эпоху идеи циркулировали в интеллектуальной среде наиболее широко, переплетаясь между собой самым неожиданным обра­зом. Всякое мыслительное усилие этого периода, заслуживающее внимания историка, работало с деталями-идеями, полученными из разных источников (теоретическая/спекулятивная конструкция/построение монтировалась из них как из готовых блоков)6. Базовые теоретические положения перенимались с большой легкостью. К примеру: Бэкон взял идею возможности победы человека над природой из трудов ренессансных неоплатоников, идею метода — из работ де ла Раме, идею опыта, видимо, из английской традиции. Собственно, все тре­бования к новоевропейской науке, исполнение которых оправдывает ее сущест­вование, входили в состав магической идеологии: 1) изучение природы как она есть; 2) преобразование природы путем овладения скрытыми в ней силами (практицизм); 3) совершение этого при помощи работы с символами, знаками языка и числами. Разницы в теме (предмете высказывания) также может и не быть, а смысл вкладывается разный, например: и Галилей, и Бруно говорят о том, что в природу нужно постигать с помощью операций над знаками. Но по Галилею книга природы написана геометрическими фигурами, а по Бруно — египетскими иероглифами, имеющими магическую силу, поскольку для него и геометрическая фигура — не предмет измерения и доказательства, а такой же точно иероглиф.

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > Последняя >>

Страница 22 из 177