Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 133

Традиция, как известно, консервативна. В своем общественном звучании она монофонична, так как ее существование поддерживается иным, отличным от существования философии, способом. Свободного выбора одной традиции из нескольких почти никогда не существует. Традиция не терпит сосуществования контртрадиции. Если такая ситуация возникает, то одна традиция стремится подавить другую, установить свое безраздельное доминирование в социуме, чтобы в последующем предать ее полному забвению.

И наконец, четвертая особенность. Она заключается в индивидуальном авторстве научно-философского знания и коллективной безымянности тради­ции. История философии со времен Древней Греции создается личностями фи­лософов. Любое новое достижение в философии прочно закрепляется за автор­ским именем. Мы говорим: «метод Сократа», «учение Платона об идеях», «ка­тегорический императив Канта», «диалектика Гегеля», «позитивизм Конта» и т.д. Для науки и философии индивидуальное авторство является важнейшим элементом институциализации.

В противоположность этому почти никогда при упоминании какой-либо традиции мы не ставим рядом имя ее основателя. Его как бы нет вовсе. К при­меру, из огромного пласта пятисотлетней русской средневековой иконописной традиции, которая по понятным причинам поддерживалась не всем народом, а личностями художников (таковых были сотни), до нас дошли не более пяти имен. Данной особенности есть свое объяснение. В архаическом обществе тра­диция, ее поддержание осуществляется «молчаливым образом». Отдельный человек, даже если он занимает высокую ступень в общественной иерархии, не может приписать начало той или иной традиции исключительно самому себе, так как в этом случае доверие к нему будет полностью подорвано. Когда тради­ция восторжествовала, ей не нужно авторства, так как в самой сути ее приятия обществом заложено убеждение ее носителей, что она от века, всегда была и будет. Трудно даже сказать, что первично для носителей традиции: негласное признание ее вечности и неизменности как источник ее внеличностного са­крального смысла, или же, наоборот, изначальная сакральность как основание веры в ее вечность?

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 3 из 177