Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 301

Интерсубъективность остается за пределами родовой любви, являющей со­бой не соединение полов, а лишь хаотичное и временное столкновение объек­тов. Человек рода — индивидуум — целый, жаждущий не слияния с другим, а самоутверждения — что в определенном смысле тождественно непризнанию существования, отрицанию другого. Самоутверждение же идентично самово­влечению в поток безличных тел. В сущности, мир индивидуума — это телес­ный «мир без другого», мир объектов. Слияние с объектом принципиально не­возможно, объект может только принадлежать, и ревность как желание подчи­нить себе объект представляет собой апогей объективации. Индивидуум ощу­щает себя единственным, но единственным не в значении индивидуальности, личности, неповторимости, а единственным без других, одним-единственным, — что является выражением предельного одиночества человека, не осознающе­го своей половинчатости, но не способного при этом избавиться от «полового томления».

Нужно подчеркнуть, что коррелятивная связь в концепции Бердяева обна­руживается не только между понятиями пола и рода, но также между понятиями рода и творчества: «Наиболее рождающий, — пишет Бердяев, — наименее тво­рящий. Рождение отнимает энергию от творчества <...> Рождающая половая жизнь и есть главное препятствие наступления творческой мировой эпохи» (3, 197]. Как видно из приведенной цитаты, Бердяев понимает творчество, исходя из идеи концентрации половой энергии, не растраченной на уровне родовых, то есть сексуальных отношений. В связи с этим нельзя не обратить внимания на параллелизм философских построений Бердяева и Фрейда и не заметить, что Бердяев, используя язык христианской мистики, описывает, анализирует и рас­ширяет понятие сублимации, означающей для основателя психоанализа перене­сение сексуальной энергии в культурные эквиваленты. Согласно Бердяеву, все человеческое существо пронизано половой энергией, вырывающейся из «ис­порченного мира» родовых связей, и творчество — истинно половой акт, про­тивоположный и одновременно трансцендентный сексуальному.

 
<< Первая < Предыдущая 171 172 173 174 175 176 177 Следующая > Последняя >>

Страница 171 из 177