Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 300

Согласно же Соловьёву, Эросы должны различаться не по направленности

— на душу или тело, а по иному критерию, каким является возможность бес­смертия для человека. Эрос низший, как его определяет Соловьёв, — «Эрос животный» [15, 614], — ни что иное, как влечение к рождению и смерти, и только высший Эрос, по мнению Соловьёва, — «посредствующая сила между

Божеством и смертной природой» [15, 620] — утверждает бессмертие. И Со­ловьёв делает следующий вывод: поскольку душа уже обладает бессмертием, то оно должно быть сообщено «той части нашей природы, которая сама его не имеет, которая обычно поглощается материальным потоком рождения и умира­ния» [15, 614]. Иначе говоря, высшая, половая любовь, как полагает Соловьёв, призвана угвердить бессмертие не бесплотного, а духовно-телесного человека. Именно в связи с этой идеей философ вводит понятие метафизической, одухо­творенной плоти.

В числе последователей Вл. Соловьёва, разделяющих его философские ин­тенции, находился мыслитель Н. Бердяев, так же подвергший проблему пола и любви метафизическому осмыслению и инкорпорировавший в свою концепцию основные категории философии пола, развиваемой Соловьевым в духе плато­низма и христианского мистицизма.

Следуя учению Я. Беме и Фр. Баадера, Бердяев понимает пол метафизиче­ски — как некий разрыв, повреждение идеальной, Божественной природы, своеобразный зазор, провоцирующий действие триады «сексуальность — рож­дение — смерть». С одной стороны, утратив свою андрогинную природу, чело­век, с точки зрения Бердяева, оказывается вовлеченным в природную необхо­димость и начинает ей следовать, с другой — у него появляется половое жела­ние обрести потерянную андрогинность, желание, еще более привязывающее человека к природному миру. Таким образом, желание целостности, половое желание, в бердяевской концепции выступает в двух ипостасях — как утвер­ждение природной необходимости и как способность к ее преодолению. Данная парадоксальность полового желания снимается Бердяевым с помощью соловь- ёвской идеи различения пола и рода. В своем генезисе, таким образом, желание соотносится с полом, а его реализация осуществляется человеком на уровне рода, в виде сексуального влечения. Именно в силу трансцендентности пола — миру необходимости — сексуальный акт, считает философ, не может привести к истинной целостности. Осмысляя же понятие любви, Бердяев вслед за Со­ловьёвым различает родовую любовь и половую — любовь-Эрос, а в качестве субъектов этих двух видов — индивидуума и личность, биологическое и бого­подобное существо.

 
<< Первая < Предыдущая 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 Следующая > Последняя >>

Страница 170 из 177