Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 297

Как пишет в одной из своих работ отечественный историк философии В. Лейбин, «Вундт провозгласил тезис о половом инстинкте как отправной точке исследования жизнедеятельности человека» [10, 72]. Немногим ранее Вундта Дарвин высказывал идею о том, что половой отбор является причиной челове­ческого совершенствования. Сходная идея обнаруживается и в теории Крафт- Эбинга. «Начало великой этики, а, вероятно, также значительной доли эстетики и религии берет свое основание в половом чувстве» [9, 15], — полагал немец­кий психиатр. Опять же В. Лейбин подчеркивает, что и «в философии Фейерба­ха чувственность рассматривалась в качестве исходного принципа человеческой жизни» [10, 72].

Следует отметить, что философское обоснование проблематики пола в пе­риод конца XIX — начала XX века находит выражение в двух смысловых, про­тивостоящих друг другу подходах: метафизическом, представленном в работах Вл. Соловьёва, Н. Бердяева, В. Розанова, О. Вейнингера, и биологическом, обо­значившемся в трудах 3. Фрейда. Влиятельность этих подходов можно охарак­теризовать в общих чертах следующим образом. Фрейдовская концепция пола для западноевропейской философии и культуры данного хронологического пе­риода явилась определяющей, для русской же, противопоставившей биологизму Фрейда метафизические основания проблемы пола, стала главным образом предметом критики.

При этом метафизика пола — одна из приоритетных тем в русской филосо­фии и культуре периода конца XIX — начала XX века. Эта тема разрабатывает­ся, например, такими религиозными мыслителями, как Вл. Соловьёв, В, Роза­нов, Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, богословами и философами А. Жураковским и С. Троицким, поднимается в творчестве поэтов, писателей и литературных критиков — К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока, И. Бунина, Вяч. Иванова, 3. Гиппиус и многих других. Половой вопрос получает освещение как в аспекте мужского и женского различия, любовного влечения и сексуальности, так и в аспекте творчества и религиозно-нравственного развития личности. Од­ной из самых острых сторон полового вопроса (и с философской, и с богослов­ской точки зрения) была представлена и помещена в дискуссионное простран­ство проблема христианского брака и семьи. И центральной фигурой этой дис­куссии, в которой принимали участие многие русские интеллектуалы (в их чис­ле Н. Бердяев, С. Троицкий, Л. Толстой, П. Перцов, Н. Минский, А. Дернов, А. Храповицкий) является философ В. Розанов, немало, кстати заметить, возник­новению той самой дискуссии поспособствовавший своим творческим пылом и идейной бескомпромиссностью.

 
<< Первая < Предыдущая 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 Следующая > Последняя >>

Страница 167 из 177