Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 147

Собранный субъект — это субъект-в-своем-месте. Что значит «быть-в- своем-месте»? «Свое-место» — это такое место, где субъект может собраться, состояться, пре-быть, с-быться. Это место, где Мартин Лютер смог произнести свое «на том стою», место, где человек может услышать то, что Хайдеггер на­зывал «зов бытия». И ответить на этот «зов бытия» адекватно можно, только будучи «в-своем-месте».

Такой собранный субъект — это уже не рациональный субъект, это уже не Homo sapiens, это Homo exsistens. To есть собранность является характеристи­кой способа существования, а не какой-то, пусть даже очень важной, сущност­ной способности человека.

М.К. Мамардашвили в работе «Эстетика мышления» приводит пример с представлением о справедливости, который позволяет по-новому взглянуть на ситуацию субъекта. Он говорит, что справедливость или законность с точки зрения собранного субъекта не существуют как объективные или фактические данности. Их просто нет. Справедливость существует только в акте справедли­вого действия, законность — в акте законного поступка. Справедливость — это событие справедливости, это акты, руководимые верой в справедливость, со­вершаемые так, как если бы справедливость была. Так же как и закон — это событие закона. Закон — это наше состояние законности, в котором мы ясно выдерживаем различие между добром и злом, поступанием и преступлением [12, 396-397]. Такое понимание субъекта снимает коллизию между свободой и порядком, моралью и правом. С точки зрения собранного субъекта различия между правом и моралью не существует. Собранный субъект в любой ситуации действует так, что его поведение адекватно и с точки зрения морали, и с точки зрения права.

Кризис культуры, свидетелями которого мы являемся, есть парадигмальный кризис новоевропейской культуры. Это кризис способа существования новоев­ропейского человека, в основании которого лежит классическая рациональ­ность, кризис того способа мышления, который определяется субъект- объектной конструкцией. Это — умирание рационального, разумного субъекта и, возможно, рождение субъекта собранного, способного ответить на «зов бы­тия», субъекта ответственного за свое бытие. Однако успех или неуспех смены состояний культуры напрямую связан с влиянием на социальную жизнь обще­ства ценностей либеральной демократии, поскольку лишь они способны орга­низовать социальное пространство для формирования новой рациональности и для рождения ответственного субъекта.

 
<< Первая < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > Последняя >>

Страница 17 из 177