Если говорить о той проблеме, которая рассматривалась в предложенной работе, то можно отметить возникающий здесь интересный момент. Философы говорят о времени, об ощущении времени, при этом сами необходимо находятся в некоем временном процессе. И если для Флоренского вся его деятельность, и, в частности, обсуждение проблемы времени, есть некоторое символическое действие, некая форма существования человеческого разума, то Бергсон непрерывно творит все новые и новые, ускользающие, отмирающие следы своей мысли, которая не должна, в конечном счете, поддаваться желанию исказить саму себя, закристаллизовавшись в удобные ей, но мертвые и нетворческие, формы освоения реальности. Разное понимание времени становится выражением непрестанного желания человека жить, творить и познавать. Принятие самого времени, как неустранимого фактора реальности, рождает в человеке желание понять, что есть сами жизнь, творчество, познание.
Литература
1. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собрание сочинений в4-хтт. Т.). М.: Московский Клуб, 1992.
2. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Терра — Книжный Клуб, Канон-Пресс-Ц, 2001.
3. Флоренский П.А. Анализ пространственности [и времени] в художественно- изобразительных произведениях: С прил. // Флоренский ПА. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000.
4. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 3(1). М.: Мысль, 1999.
Е.В. Вострикова (Москва)
Концепция значения в философии логического атомизма Б. Рассела
«Философия логического атомизма» была опубликована в 1918. Эта теория является следствием философии математики, как пишет сам Рассел в первой лекции. Рассел исходил из математической логики, которая возникла в середине 19-го века, ее возникновение связано с именами Дж. Буля и А. де Моргана, Джевонса, Пеано, Шредера. Пожалуй, наиболее значительный вклад в ее развитие внес Фреге. К тому времени сама математика была преобразована: программа арифметизации математики, начатая Коши и Вейерштрассом и продолженная Дедекиндом, Мэре и Кантором, показала, что всю математику можно свести к арифметике натуральных чисел. Фреге положил начало логицизму, согласно которому математика может быть полностью выведена из логики. Во времена Фреге господствующей интерпретацией логических законов была психологическая. Фреге не устраивало психологическое истолкование законов логики, так как в логике речь идет об истине как объективной данности. Им были введены следующие понятия: логическая функция (одноместная, многоместная), значения которой — истинностные значения, классы как пробег значений истинностных функций, квантор общности, выражающий существование. При анализе имени Фреге вводит то, что получило название определенной дескрипции. Через понятие Фреге определил число. |