Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 286

Почему в один и тот же исторический момент появляются столь несхожие решения одного и того же вопроса? Ведь оба мыслителя, как мы показали, при­бегают к достаточно схожим примерам и описывают процесс осознания челове­ком времени, неустранимость времени для человека как люди с близким по содержанию культурным ресурсом. Однако этой общей для них культурной ситуацией конца 19-го — начала 20-го века все не ограничивается. Есть ясно ощущаемое различие. Для Бергсона не стоит вопрос о применении классическо­го метафизического метода в философии. Обращение к философской классике для него есть поиск примеров понимания человеком какой-то проблемы, рас­смотрение ранее существовавших определенных концепций. Флоренский же видит себя продолжателем тысячелетней традиции идеализма, являющейся в то же время неким первичным выражением вечных истин, открытых христианской культурой. Метафизика для Бергсона есть то, что прошло и не подлежит возвра­ту. Она есть нечто настолько омертвевшее и застывшее, что служит наглядным уроком того, что происходит, когда пытаешься остановить непрерывность дли­тельности, а вместо этого сам застываешь в своих мертвых категориях. Флорен­ский, естественно, тоже является явным критиком западноевропейской тради­ции метафизики, но он ищет пути создания новой метафизики, пытается оправ­дать человека как реципиента вечных идей. Почему так произошло? Можно ли сказать, что религиозная философия России конца 19-го — начала 20-го века явилась попыткой восполнить образовавшийся временной разрыв в философ­ском развитии России по сравнению с Западной Европой? И не только преодо­леть его, но уйти вперед, дать новые основания философствования (по про­грамме, заложенной еще Киреевским). Для этого необходимо было спроектиро­вать такой тип философствования, который бы позволял бы говорить о новой парадигме, имеющей ценность как общемировую («всемирность», Флоренский говорил об «общечеловеческом» характере отстаиваемой им философии), так и конкретного характера, приложимого к конкретным особенностям отечествен­ной традиции.

 
<< Первая < Предыдущая 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 Следующая > Последняя >>

Страница 156 из 177