Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 282

Синтез времени, согласно Флоренскому, есть та сила, благодаря которой время не разрывается у нас на глазах до состояния рядоположеных отдельных моментов. Синтез становится возможным благодаря расчленяющей деятельно­сти сознания. При этом Флоренский приводит в качестве примера такого разде­ления социальную историю, говоря о том, что «история государства членится на династические периоды, а история династии, как родовая единица времени, сама расчленяется на единства биографические, уже соизмеримые с непосред­ственным опытом» [3, 216]. Флоренский сводит ощущение времени к человеку как части социальной жизни. Максимально возможный охват времени для него — человеческая биография. При этом надо отметить следующий момент. Берг­сон называет такое понимание времени результатом искаженного символизмом сознания. Он говорит: «Сознание, одержимое ненасытным желанием различать, заменяет реальность символом и видит ее лишь сквозь призму символов. По­скольку преломленное таким образом и разделенное на части "я" гораздо лучше удовлетворяет требованиям социальной жизни в целом и языка, в частности, сознание его предпочитает, постепенно теряя из виду наше основное "я"» [1, 105]. Флоренский же, напротив, выступает защитником языковой практики че­ловека. Говоря о «глубочайшей связи мысли и языка» [3, 310], о том, что «слова, термины, имена — это очи ума, и без наименований различных порядков — нет не только науки, но и восприятия» [4, 376], он выдвигает символистическую концепцию познания реальности. При этом символ он отдает философии, кото­рая становится для него выражением самого времени. Как пишет Флоренский, философия стремится «сделать время, сделать Жизнь своим методом» [4, 121]. Благодаря активному введению в свою концепцию языка понятия антиномично- сти, Флоренский получает возможность утверждать, что символ одновременно есть выражение реальности и средство человеческого познания. Бергсон, говоря о познавательной способности интеллекта, которая есть, по его мнению, резуль­тат взаимного приспособления интеллекта и материи, выдвигает предположе­ние, что интеллект не способен познать движение жизни, то есть время, и по­этому обращает свой взор на интуицию. Он называет ее «почти угасшим све­тильником, который вспыхивает лишь изредка, только на несколько мгновений» [2, 260]. Все надежды на познание Бергсон связывает с принятием философией необходимости следовать самому движению жизни, которое приоткрывает нам интуитивный опыт.

 
<< Первая < Предыдущая 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 Следующая > Последняя >>

Страница 152 из 177