Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 281

Флоренский описывает ситуацию прекращения процесса оценки времени двояко. Восприятие человеком времени, по мысли Флоренского, есть творче­ский процесс. Результатом его является синтез, то есть охват моментов времени в их целостной последовательности. Такой синтез приводит, в конце концов, к безвременью творческого созидания. Флоренский приводит пример с воспри­ятием музыкального произведения, «ибо, — по его словам, — в этом искусстве координата времени господственна и, следовательно, синтез времени при вос­приятии есть все» [3, 212]. При восприятии музыки мы можем достигнуть такой степени синтеза временной последовательности, что «музыка перестает быть только во времени, но и подымается над временем. Музыкальные тоны или их сочетания, физически звучащие один за другим, в сочетании целого делаются совместными, не теряя, однако, своего порядка: так, соотношение величин, хотя бы и стремящихся к нулю, остается при этом переходе к пределу, как внутрен­ний закон их соотношения» [3, 213]. Результатом синтеза может стать единство временного ряда как мгновения или вечности. Поэтому можно сказать, что от­рицание «абсолютного времени», безотносительного и однородного, становится залогом творчества. Согласно мысли Флоренского, творчество способно «побе­ждать раздельность чувственного времени» [3, 214]. Противоположностью син­теза является расслоение времени, пределом чему служит то же безвременье. Но теперь оно понимается как результат состояния человека, близкого к бессозна­тельному, как «безвидная возможность, как беспредельное, стоящее на границе между есть и не есть и, вот-вот, грозящее утонуть в темноте забвения» [3, 218].

Интересно сравнить описание «бессознательного» времени Флоренским с бергсоновской интуицией «чистого сознания». Бергсон говорит, что мы можем наблюдать уничтожение «однородного» времени, например, во сне. При пре­кращении математического исчисления времени «мы уже больше не измеряем длительность, но чувствуем ее» [1, 104]. При этом необходимо отметить тот факт, что Бергсон критически подходит к тому «смутному инстинкту» длитель­ности, которую он находит во сне. Мы не просто ощущаем время как качество в подобном состоянии, но всегда должны иметь в виду, что поиск нашего «основ­ного я» требует мощных усилий от личности. Интуитивное постижение времени как длительности предполагает полный разрыв с «окостеневшим» временем, становящимся количеством. Сам по себе упомянутый «смутный инстинкт», отмечает Бергсон, «способен совершать грубые ошибки, но нередко действует с поразительной точностью» [1, 104]. Для Бергсона инстинкт есть суженная ин­туиция, и он способен охватить «лишь очень незначительную часть жизни, ту, которая интересовала его практически» [2, 189].

 
<< Первая < Предыдущая 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 Следующая > Последняя >>

Страница 151 из 177