Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 280

Время становится тем неуничтожимым фактором деятельности человека, который только и придает нашей деятельности определенность, или оформлен- ность. Для всякого нашего действия нужно время. Иначе, мы не можем деист- вовать (и мыслить) в обход времени. Необходимо предположить принципиаль­ную необходимость последовательности во времени для любого акта деятель­ности, причем эта последовательность становится основным моментом, опреде­ляющим как индивидуальность действия, так и его осмысление. Время дает нам возможность постигнуть тот факт, что наше действие есть не действие вообще, но наше индивидуальное действие. Познавать можно, только переживая. Время жизни не есть мертвое, «математическое» время. Этот факт нашего пережива­ния как условие познания важен и для Флоренского. Разрушение представления об «абсолютном времени», нашей веры в то утверждение, что «времена, про­текшие между двумя одинаковыми событиями, равны между собой» [3, 375], неизбежно, как только из области предположений мы попадаем в сферу элемен­тарного опыта человеческого существования. В конце концов, очевидно, гово­рил Флоренский, что «непосредственное сознание показывает, что секунды не равны. Если над вами занесут нож, то секунда покажется длиннее» [3, 376].

Каковы феномены времени при его безоценочном ощущении? Есть ли вре­мя вне счета? Бергсон утверждает, что «идея числа предполагает простую ин­туицию множественности частей или единиц, абсолютно подобных друг другу» [I, 83]. Поэтому при исчислении времени встает вопрос о соотношении его с пространством: «время, понятое как среда, в которой совершается процесс раз­личения и счета, есть не что иное, как пространство» [1, 89]; более того, когда мы понимаем время как то, что подлежит нашему счету, то, согласно Бергсону, мы смешиваем несводимые понятия. Время вообще есть то, что не подлежит счету. Для Флоренского же характерно утверждение о том, что «распадение» времени, которое приводит к тому, что «оно дает отдельные, самодовлеющие части, и каждая из них лишь внешне прилегает к другой, но из восприятия од­ной нельзя тут предчувствовать, что скажет нам другая» [I, 217], есть потеря человеком некоего присущего жизни ритма. Этот ритм есть «проработка» жиз­ни по четвертой координате реальности, которой Флоренский и дает имя време­ни. Пространство, согласно Флоренскому, имеет четыре координаты, и одна из этих координат есть время. Для Бергсона время-в-человеке есть длительность внутри нас, представляющая собой «качественную множественность безо вся­кого сходства с числом: органическое развитие, которое, однако, не является ростом количества; чистую разнородность, не содержащую в себе никаких раз­личных качеств» [1, 149]. Для Флоренского счет времени есть единственная возможность существования времени в человеке.

 
<< Первая < Предыдущая 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 Следующая > Последняя >>

Страница 150 из 177