Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 279

Отношение Я к Другому в его пределе (абсолют) фундирует отношение с эмпирическими другими как ближними. Здесь начинается «собственно» Леви- нас, с его бесконечным дискурсом об «отношении без отношения», опыта без опыта, с дискурсом, который сам заявляет себя как нескочаемый, но эта нескон- чаемость является не пустотой, а попыткой «феноменологической» дескрипции того, что, согласно Левинасу, не является собственно опытом, феноменальность чего дана как не-феноменальность, сокрытость (лик) [6, 176]. Это различие, разделение, «разнесение» Я и Другого, отношение без отношения, «асиммет­ричность интерсубъективного пространства» есть возможность опыта чужого.

Литература

1. Деррида Ж. Насилие и метафизика. Очерк мысли Эммануэля Левинаса // Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000.

2. Левинас Э. Время и Другой. // Левинас Э. Время и Другой. Спб.: Высшая религиозно- философская школа, 1998.

3. Левинас Э. Гуманизм Другого человека. // Левинас Э. Время и Другой. Спб.: Высшая религиозно-философская школа 1998.

4. Левинас Э. От существования к существующему // Избранное. Тотальность и Беско­нечное. М.; Спб.: Университетская книга, 2000.

5. Левинас Э. Тотальность и бесконечное // Левинас Э. Избранное. Тотальность и беско­нечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

6. Ямпольская А. В. Ранний Левинас: проблемы времени и субъективности // Вопросы философии. 2002. № 1.

В. В. Ушаков (Москва)

Время, символ, творчество в интерпретации А. Бергсона и П.А. Флоренского

Цель настоящего доклада — обсуждение двух трактовок отображения вре­мени, принадлежащих А. Бергсону и П.А. Флоренскому.

А. Бергсон исходит из той мысли, что символотворчество человека есть вы­ражение «неизлечимой самонадеянности» разума, который в тщетной попытке описать реальность стремится полностью исключить из описываемого предмета время. Символ становится прокрустовым ложем действительности, понимаемой как длительность. Борьба со временем, согласно Бергсону, становится главным определением человека; вера в символ, вера в то, что «познать реальное значит найти для него Идею, то есть втиснуть его в предсуществующие рамки, которые уже были в нашем распоряжении, как будто мы тайно обладаем универсальной наукой» [2, 79], оказывается естественной характеристикой человеческого ин­теллекта. Флоренский неоднократно подчеркивал, что отрицание времени явля­ется главной преградой на пути человека к познанию реальности. Научный язык для Флоренского есть попытка разума «объяснить» мир путем подмены его стационарной системой созданных им самим символов. Флоренский говорит: «наука рушит конкретность, дробит единичное; тогда возникает абстрактное, — общее, застывшее в своей жертвенной множественности» [4, 136]. Оба филосо­фа ясно отдают себе отчет в необходимости поставить вопрос о способе ото­бражения времени в человеческом сознании. Символ здесь играет пока вспомо­гательную роль. В этом моменте развития философской мысли двух мыслите­лей пока еще не раскрывается полностью само понятие символа. Необходимо прежде всего разрешить вопрос об организации самого процесса познания вре­мени человеком. Каковы механизмы восприятия времени у Бергсона и Флорен­ского, такими будут и предложенные варианты ответа на заданный вопрос об осознанном выражении времени.

 
<< Первая < Предыдущая 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 Следующая > Последняя >>

Страница 149 из 177