Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 275

Фундаментальной характеристикой Другого для Левинаса является его аб­солютная неинтегрированность в мир, то есть непредметный характер сущест­вования Другого. Другой не поддается попыткам тотализации со стороны разу­ма, отношения Я-Другой невозможно адекватно описать в терминах классиче­ского философского дискурса. Именно отталкиваясь от этого дискурса, Левинас пытается дать не предметное, не сущностное, не онтологическое, а метафизиче­ское описание Другого. Он стремится преодолеть идею бытия как тотальности, единства, цель его — не онтология, а построение метафизики, утверждающей множественность и различие самого бытия. Другой — это метафизический принцип, определяющий возможность существования онтологии, ее разворачи­вание в том или другом направлении. Будучи неспособными уважать другого в его бытии и его смысле, феноменология и онтология являются, таким образом, философией насилия. Поэтому вся философия завязана на подавлении и тотали­таризме того же самого, тождественного [1, 142]. Нейтральная мысль бытия нейтрализует другого как сущее. По мнению Деррида, Левинас неудобно устро­ившись — из-за самой истории мысли — в различии между Гуссерлем и Хай- деггером, всегда критикует одного из них в стиле и по схеме, заимствованной у другого, заканчивая тем, что прогоняет их обоих как зачинщиков «игры Того Же Самого» [I, 150].

Как тогда возможен социальный смысл? Смыслонаправленность • — это не­который порыв, вне-себя-бытие-к-другому, не к себе, философия же тяготеет к тому, чтобы вобрать всякое другое в тождественное и свести другость на нет. Смыслонаправленность в культуре — как движение из самотождественного к Другому как абсолютно другому [3, 157,159]. Другой для Левинаса является носителем смысла. В отличие от классической философии, где смысл рождается в отношении субъекта к объекту, смысл создается в отношении одного субъекта к другому субъекту, необходимо присутствующему в культурной целостности и выражающему ее. Появление Другого — это и есть то, что ищет феноменоло­гия, это — феномен, выступающий по ту сторону явления. Общение с Другим осуществляется в виде чистой коммуникации; ближний не тематизируется, по­скольку предшествует и познанию, и вовлечению. Другой не есть ни культурное значение, ни простая данность, он есть смысл как первоисток, ибо наделяет смыслом выражение, ибо только через него такой феномен, как значение, вне­дряться в бытие. Другой приходит к нам не только из контекста, он, помимо всякого опосредования, есть означающее само по себе. Сартр, по мнению Леви- наса, не довел анализ Другого как чистой дыры в мире до конца. Значение пре­жде культуры пребывает в этике, предпосылке любой культуры и любого зна­чения [3, 167, 171].

 
<< Первая < Предыдущая 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 Следующая > Последняя >>

Страница 145 из 177