Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 274

У Левинаса нет конституирования сознанием Другого — это основной пункт расхождения его с Гуссерлем. Для него это разрушение абсолютной ина- ковости. В своей всеобщности разум объемлет все и сам оказывается в одиноче­стве, солипсизм — само устройство разума, поэтому он не может встретиться с другим разумом и поговорить с ним. Интенциональность сознания позволяет отличить Я от вещей, но не дает возможности избавиться от солипсизма: «Разум бессилен отыскать нам в мире ровню». Сознание позволяет встретить помимо себя нечто иное, но так, что оно «словно бы изошло от меня. Разум одинок, в этом смысле познание никогда не встретиться в мире с чем-то поистине иным» [2;59-65]. Преодолеть солипсизм возможно только, если соположить с миром разума мир иного, только через радикальное трансцендирование, через вступле­ние в отношения с тайной. Критикуя Гуссерля, Левинас утверждает, что в пятой медитации он уже предполагает то, за генезисом чего собирался проследить. Другой, поэтому, не может быть конституирован как alter ego, феномен ego, конституированный для себя самим монадным субъектом путем аппрезентации. Все трудности, с которыми столкнулся Гуссерль, были бы , по мнению Левина- са, преодолены, если бы этическое отношение было признано в качестве изна­чального стояния лицом к лицу, возникновения абсолютной инаковости, кото­рая не может быть производной, порожденной или конституированной исходя из инстанции, отличной от нее самой [1, 162]. Гуссерль видит в когито субъек­тивность, не нуждающуюся ни в какой поддержке вне себя, он конституирует идею бесконечности и дает ее себе в качестве объекта. У Гуссерля познавать означает конституировать мое мышление таким образом, что оно уже заранее сопряжено с мышлением других. Говоря, я не передаю другому то, что является объективным для меня: объективное становится таковым только в общении. Фундамент объективности закладывается в процессе, носящем сугубо субъек­тивный характер. Нельзя преодолеть одиночество в сознании, в котором объект усваивается субъектом, а все подчинения такого рода приводят к тому, что дру- roe исчезает [2, 25]. Утверждая отношение к Другому в качестве этики, Левинас пытается преодолеть солипсизм [5, 213]. Здесь происходит радикальный разрыв с Гуссерлем, Сартром, греческой традицией, в пределах которой солипсизм не был преодолен и Другой не был встречен.

 
<< Первая < Предыдущая 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 Следующая > Последняя >>

Страница 144 из 177