Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 273

Если в сознании единства времени наше предчувствие будущего должно оправдываться, то будущее уже не является «иным», а является тем же самым, «настоящим». Время имеет разрывную, «дискретную» структуру; момент, от­мечающий разрыв, есть момент появления будущего как иного (6, 172]. Захват настоящим будущего — не акт (жизни) одинокого субъекта, а межсубъектная связь. Ситуация бытия во времени — в отношениях между людьми, в истории, а предшествующая философия понимала время (историю) — как производное от межсубъектной связи, отношения [2, 78-81].

Возможность изменения Я должна быть возможностью разрыва неизменно­сти и неизбежности, освобождением Я от самого себя. Такое освобождение производится внутри отношения с Другим. В том диалоге, в котором Другой избавляет нас, феноменология и онтология недооценивала инаковость Другого, поскольку считала, что существует молчаливый диалог души с самой собой [6, 175]. Левинас отвергает концепцию Хайдеггера: мое бытие, тот факт, что я су- шествую, представляет собой нечто совершенно непереходное, безынтенцио- нальное [2, 27]. Из одиночества монаду вырывает время, которое оказывается событием нашей связи с другим и тем самым позволяет нам прийти к плюрали­стическому существованию [2, 35-40]. Встреча с другим является единственным, что может преодолеть прикованность Самотождественного к самому себе. Именно личное отношение, отношение с Другим создает возможность появле­ния времени, может связать прошлое, настоящее и будущее, которое не может возникнуть без встречи с инаковостью, но не инаковостью иного вообще, а именно инаковостью другого человека. Традиционная концепция времени опи­рается на тот факт, что время содержится в субъекте: у совершенно одинокого Я-монады уже было время. Социальность является не только источником пред­ставления о времени, но и самим временем, время создается моей связью с дру­гим. Личностность существа и есть эта нужда во времени, в котором оно возоб­новляется как иное. Но эту инаковость нельзя дать себе самому. Ее может дать Другой, который обладает инаковостью как качеством. Далее Левинас выходит на тему Другого, которая наиболее глубоко разработана в поздней работе «То­тальность и бесконечное» (1961).

 
<< Первая < Предыдущая 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 Следующая > Последняя >>

Страница 143 из 177