Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 272

По мнению Левинаса, переживание одиночества и переживание социально­сти не только противоположны, но и взаимно противоречат одно другому [2, 51]. Я, осознающее себя прикованным к самому себе, к своей идентичности, представляется неспособным преодолеть свое одиночество. «Личностность» означает потребность в «радикальном обновлении», а время — то единственное, что должно «принести субъекту обновление». Время не может быть конституи­ровано сознанием самого субъекта, источник времени вне сознания. Если для Гуссерля неизменяемость Я носит положительный характер, то для Левинаса неизменяемость Я — это приговоренность Я к настоящему, к вечному «теперь», «прикованность» Я к самому себе — есть отсутствие личности [6, 169-171]. Прикованное к себе Я неспособно к самоизменению. Лишенный темпорально- сти субъект замкнут в своей идентичности и неспособен к изменению. Одино­кое я, тождественное себе, обречено на непременное возвращение к самому себе в вечном настоящем. Вся теоретическая социология построена (в отношении социального опыта) на этом «предчувствии будущего». Как должны строиться социальные теории, если отталкиваться от мысли Левинаса о непредсказуемо­сти будущего, о невозможности типичного опыта, о будущем как радикаль­но ином?

Но субъект может иметь определенное отношение с инаковостью. Моделью отношения с иным служит «отношение» со смертью, и с будущим. Приближе­ние смерти означает, что мы вступили в отношение с тем, что есть нечто совер­шенно другое; нечто, несущее в себе свойство быть другим [2, 76-77]. Если для Хайдеггера смерть подтверждает одиночество, то для Левинаса одиночество не подтверждается, но разбивается смертью. А тем самым существование делается плюралистичным, что не означает здесь множественности существующих, а выявляется в самом акте-существования [2, 75]. Лишь через отношение со смер­тью съежившиеся в своем одиночестве существо оказывается в области, где возможна связь с другим. Само время отсылает к этой ситуации — лицом к ли­цу с другим.

 
<< Первая < Предыдущая 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 Следующая > Последняя >>

Страница 142 из 177