Столкновение образов мысли предрешает невозможность однозначного ответа на данный вопрос. Для Сартра сфера положительных ответов ограничена горизонтом художественного творчества. Нельзя оправдаться, подчинившись установленному порядку вещей и прожив жизнь в заботах о поддержании этой жизни; заказана возможность и тем, кто, заняв положение в обществе, весь погружён в деятельность, будь то деятельность деловая или общественная; равно обречён и тот, кто посвящает свою жизнь описанию похождений какого-нибудь маркизадэ Рольбона. Как пишет Сартр, вовлекаясь в подобные предприятия, мы лишь поставляем материал для возобновления или продолжения какого-либо существования. Оправдать своё существование — означает привести к существованию нечто новое, неповторимое, что продолжало бы существовать вне времени, независимо от нашей воли или от нашего существования. Это может быть мелодия, художественный образ или мысль, что возобновляли бы своё существование снова и снова, становясь, таким образом, причастными бытию. В результате подобного повторения творение, однажды призванное к существованию, вовлекает в эту причастность и своего творца.
В заключение необходимо отметить: для того, чтобы оправдать существование — в полном смысле этого слова — мало написать книгу. Сама по себе книга ещё не гарантирует оправдания: написав книгу, автор лишь призывает к жизни ещё одно излишнее существование; лишнее, потому что существования и так слишком много. Если следовать логике Сартра, то для оправдания писатель должен в творении посягнуть на то, чтобы овладеть сознанием своего читателя, стать властителем дум, какими были в своё время и являются до сих пор Б. Паскаль, С. Кьеркегор или Ф.М. Достоевский, — что совсем не гарантировано, как это ни парадоксально, даже прижизненной славой. Только овладевая существованием череды поколений читателей и исследователей, индивидуальность в творении обретает своё подлинное существование. |