Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 268

Если, однако, ни переживание присутствия наличных вещей, ни воспоми­нание о прошедших событиях, ни переживание собственного существования не способны удовлетворить сознание, поскольку вынуждают его тяготиться, вести безличное неподлииное бытие, то что могло бы позволить сознанию обрести его подлинное содержание? Какого рода переживание, состояние либо деятельность помогли бы преодолеть эту отчуждённость, неприкаянность сознания и, нако­нец, придать его существованию смысл?

Подлинность существования

В чём же для Сартра состоял смысл написания романа «Тошнота»? Оче­видно, не в том, чтобы тяготиться своим собственным существованием, и не в том, чтобы, читая его, тяготились и другие. Вывод, сделанный героем романа, состоит в том, что индивид способен собственное существование заместить новым, вызванным к жизни существованием; ему оставлена возможность попы­таться воплотить своё существование во что-то подлинное, устойчивое, неслу­чайное — вызвать к жизни новое бытие. Отсюда и проект Рокантена — напи­сать книгу, которая не была бы историческим исследованием и ни в коем случае - жизнеописанием (потому что писать о ком-либо — значит отдавать ему взай­мы своё собственное существование, вызывать к жизни его существование, во­зобновлять его жизнь), а свою, собственную книгу. Вовлечённость в работу над книгой, как полагает сартровский герой, предоставила бы ему возможность обретения его собственного, подлинного существования.

Необходимо заметить, что в силу своей природы человеческое существова­ние всегда неподлино, подлинным может быть только бытие. Познающее себя и мир сознание никогда не обретает бытия, не становится бытием; собственно, подлинность и есть предикат бытия. В отличие от корня каштана или камня, познающий человек никогда не является застывшей, самотождественной сущ­ностью, он всегда пребывает в состоянии становления, он всегда иной. Однако сознание многих обывателей, окружающих Рокантена, представляет собой ско­рее некое подобие «бытия-в-себе», подобие косное и мрачное, обрекающее че­ловека на прозябание — на жизнь моллюска. Напротив, познающему индивиду приходится примириться со своей неуверенностью, неустроенностью, обречён­ностью на поиски своего подлинного существования; он вынужден подвергать рассмотрению каждый момент своего бытия и действовать, исходя из ситуации, в которой он себя обнаруживает.

 
<< Первая < Предыдущая 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 Следующая > Последняя >>

Страница 138 из 177