Уже М. Хайдеггер обращает внимание на тот факт, что далеко не всё существует для сознания, что является воспринимаемым. В своих марбургских лекциях 1927 года Хайдеггер пишет: «Сущее, встречающееся в повседневном обиходе, имеет, по преимуществу, характер незаметности. В окружающем нас доверительно близком мире мы не всякий раз и не постоянно воспринимаем явно веши вокруг нас, даже когда мы констатируем их подручность» [2, 324]. Иначе говоря, сами по себе веши могут существовать, но данное существование, для воспринимающего будет лишь существованием в возможности. Для того чтобы существовать в действительности, вещи недостаточно просто повстречаться нам на пути: можно прогуливаться по аллее, но существовать для нас при этом будет не тропинка и не деревья, непосредственно находящиеся в поле нашего восприятия, а ощущение чистоты и свежести морозного воздуха или даже — улыбка любимой женщины. Таким образом, для того чтобы существовать, вещи необходимо «проникнуть» в сознание, «овладеть» им, аффектировать сферу воображаемого. В этом вся природа существования, оно всегда активно, всегда действительно.
Собственность существования
Как мы видим, существовать могут не только вещи, но, вообще говоря, существованием может стать всё что угодно: пристальный взгляд, неординарный поступок, случайно оброненное слово, даже собственное присутствие. Ибо что есть скука, как не томление, происходящее из невозможности избавиться от навязчивого переживания своего собственного присутствия? Данное переживание всегда уже здесь, и, следовательно, существование — это сырое переживание, допредикативное; оно подобно представлению о мире: всегда обнаруживает себя до всех иных переживаний и независимо от реального опыта. |