Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 265

Ещё Аристотель отмечал, что чем абстрактнее понятие, тем шире горизонт его значений. Едва ли не все мыслители пользуются понятием «существова­ние», но практически каждый наполняет его своим неповторимым содержани­ем, и Сартр в этом не исключение. Достаточно обратиться к его роману «Тош­нота», чтобы убедиться, что мы далеко не всё понимаем в его размышлениях. Попробуем разобраться, что же подразумевается под этим понятием и почему оно стало ключевым в описании жизни индивидуальности.

Позднелатинское exsistentia (от ex-sistere — выступать, выходить, про-ис- ходить) обычно переводится существительным среднего рода «существование» либо словом «экзистенция». Данные понятия синонимичны, однако в русских переводах Сартра предпочитают использовать первое, поскольку слово «экзи­стенция» придаёт некоторую овеществлённость понятию, в то время как на позднелатинском оно как раз употреблялось в качестве оппозиции сущности.

Существовать, по Сартру, означает буквально — «быть здесь» [1, 161]. Но что означает это «быть здесь»? Быть в данном месте, в данной ситуации и в данный момент времени? Каждое данное состояние или переживание никогда не длится вечно, «"быть здесь", — уточняет Хайдеггер, — значит всякий раз быть иным» [2, 324]. Таким образом, понятие «существование», в первом при­ближении, описывает непрерывное становление, изменение или самополагание некого сущего.

В обыденной речи, когда мы говорим, что нечто существует, обычно име­ется в виду, что нечто есть, наличествует, иными словами, существует реально. Это, как мы видим, несколько противоречит изначальному значению термина. Для того чтобы существовать, вещи необходимо выступить, выйти из своего «бытия-в-себе», иначе говоря, стать воспринимаемой. В некотором смысле, экзистенциализм здесь усваивает нововременное «esse est percipi», но акцент в данном случае делается не на бытии вещи, а на её способности «проникать» в сознание. При этом совсем не обязательно воспринимаемому объекту быть раз­личённым и означенным в качестве конкретной вещи: «проникать» способны и сырые, бесформенные, ещё не идентифицированные вещные массы. Собствен­но, именно такого рода предметности и обладают, прежде всего, подобной спо­собностью «проникновения». Специфика сартровского понимания существова­ния состоит именно в том, что для того чтобы существовать, вещи мало быть воспринимаемой, но необходимо аффектировать сознание.

 
<< Первая < Предыдущая 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 Следующая > Последняя >>

Страница 135 из 177