Примечания
1 Интерес к идеям «отца» «расплывчатой совокупности, именуемой структурализмом», подтверждается тем фактом, что в 1947-1948 гг. Мерло-Понти был прочитан курс «Язык и коммуникация» в Лионе, в 1948-1949 гг. — курс «Соссюр» в Эколь Нормаль, в 19491950 гг. — «Сознание и овладение языком», заметки к которому сохранились и были опубликованы позднее [1]
2 «Данная проблема, как никакая иная, предстает одновременно и как специальная, и как такая, которая включает в себя все другие вопросы, в том числе и вопрос о философии <...> Необходимо со всей решительностью говорить о философском значении обращения к речи» [2,105].
3 «Ее интересует не мир, лежащий у нее под йогами, она не является "наивысшей точкой зрения", с которой открываются все отдельные перспективы, она ищет контакта с первозданным бытием и равно набирается знаний у тех, кто никогда не покидал его» [2,24].
4 «Язык, отличный от речи, составляет предмет, доступный самостоятельному изучению <...> Что же касается прочих элементов речевой деятельности, то наука о языке вполне может обойтись без них; более того, она вообще возможна лишь при условии, что эти прочие элементы не примешаны к ее объекту» [9, 22].
5 (5, 86]. Ср.: «Синхроническая лингвистика должна заниматься логическими и психологическими отношениями, связывающими сосуществующие элементы и образующими систему, изучая их так, как они воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием. Диахроническая лингвистика, напротив, должна изучать отношения, связывающие элементы, следующие друг за другом во времени и не воспринимаемые одним и тем же коллективным сознанием, то есть элементы, последовательно сменяющие друг друга и не образующие в своей совокупности системы [9, 100]. |