Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 144

О чем нам говорит факт кризиса этих идей? О том, что идеи либерализма — ложные идеи? О том, что сам либерализм как основание демократии себя не оправдал? О том, что демократия исчерпала свой социально продуктивный по­тенциал? Эти вопросы своим основанием имеют определенные представления об идеях либерализма в рамках субъект-объектной конструкции. Но рамки этой конструкции позволяют знать только то, что может быть объективировано. Иными словами, знать можно только такую свободу, такую справедливость и такое равенство, которые можно объективировать, представить как вещь. Одна­ко, помещенные в структуру этой конструкции, они претерпевают удивитель­ные метаморфозы. Свобода превращается в произвол индивида, равенство пред­стает как обезличенность массы, справедливость начинает трактоваться как то, что совершается в интересах многих, большинства. Возникает неустранимая дилемма, которая, в конце концов, подводит к вопросу о цене либерализма, ра­нее имевшей вид угрозы тоталитаризма, а сейчас выступающей в виде угрозы терроризма.

Но является ли дилемма «либерализм — тоталитаризм» или «либерализм — терроризм» неизбежной? Этот вопрос потеряет свою остроту и вообще потеряет свое значение, как только будет ясно осознано, что вопрос, например, о свободе невозможно правильно поставить в рамках субъект-объектной структуры. Сво­бода (как равенство или справедливость) — это такой феномен, который явля­ется способом бытия субъекта, а не объективной характеристикой мира, в кото­ром живет субъект, Она не может быть определена ни через что иное кроме себя самой. Свобода (и равенство, и справедливость) имеет своим основанием саму себя, она — самоосновный феномен. Свобода — это возможность большей сво­боды (М.К. Мамардашвили). Поэтому проблема свободы, равенства, справедли­вости и других демократических ценностей является проблемой способа орга- низании мышления, способа устройства рациональности, иными словами, спо­соба бытия субъекта.

 
<< Первая < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > Последняя >>

Страница 14 из 177