Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 259

Бесспорная креативность выражения объяснима, на взгляд Мерло-Понти, только с помощью теории тождества знака и значения. Значение — это не гото­вое средство понимания, прилагаемое к определенным условленным знакам, значение находится в процессе создания в актуальный момент разговора. Ста­новится попятной ситуация, когда кажущийся блестящим диалог при ретранс­ляции может звучать тускло и невыразительно.

Речь не акт замещения мысли условно принятым знаком, не акт наделения знаков имеющимися в распоряжении значениями. Речь подразумевает принятие определенной позиции в игре различий, которые конституируют язык и делают возможным движение смысла внутри него. В речи имеет место наложение мыс­ли и слова друг на друга как двух объемных изображений. «Будучи чистыми различиями, они нераспознаваемы. В выражении речь идет о реорганизации словесно выраженных вещей, о придании им нового, непривычного вида, об их подчинении определенному рельефу смысла» [2, 24]. Мысль и язык — это два момента одной и той же реальности [1, 93], которые нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Живое использование языка избегает формального под­хода, противоположностью которого является «здравая теория стиля»: слово не является «техникой», «инструментом», «средством, стоящим на службе у какой- либо внешней цели, правило его использования заключено в нем самом, его мораль, его видение мира, наподобие жеста, порой содержат в себе всю истину человека» [2, 87]. Допущение чистой мысли, находящейся вне значения, пре­восходящей и полагающей его, было бы пустой абстракцией. Значение — функ­ция всей языковой структуры.

Структура, в понимании Мерло-Понти, это фундаментальный проект, обна­руживаемый в глубине каждого языка, «сублингвистическая схема» (Г. Гийом). «Это общий дух, который мы все устанавливаем, проживая сообща свои жизни, это осевшая в данной системе языка интенция, досознательная, потому что го­ворящий субъект отдается ей перед тем, как осознает ее и поднимает до уровня знания, и которая существует только при условии, что будет воспринята или осуществлена говорящими субъектами, и которая живет за счет их желания вступить в общение» [4, 89].

 
<< Первая < Предыдущая 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 Следующая > Последняя >>

Страница 129 из 177