Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 255

Язык, рассматриваемый в синхронном аспекте в живом опыте, как орга­низм, обладает внутренней инерцией и внутренней логикой, которой вынужден следовать говорящий, но которая все же до некоторой степени оставляет за ним возможность проявлять инициативу. Поэтому язык не может быть чистой абст­ракцией, а говорящий субъект — единственной подлинной реальностью. Хотя язык не функция говорящего субъекта (9, 21), он и не трансцендентальная по отношению ко всем говорящим субъектам реальность. Лингвистика нашла спо­соб избегнуть удвоения мира, вводящего третью реальность, опосредующую означаемое и означающее, выйдя за пределы альтернативы понимания языка как вещи или как производной конституирующего сознания с помощью заклю­ченной в теории знака теории смысла.

Смысл имманентен сигнификативной структуре, он присутствует в живой, наполненной смыслом речи, которая есть одновременное проявление духа и вещи. Вместе с тем, смысл не является «ни вещью, ни идеей, поскольку он есть модуляция нашего существования» [7, 40]. Смысл речи не сводится к ее содер­жанию так же, как значение, например, картин Ван Гога не сводится к тому, что он писал на них: желтый стул или красные виноградники. Состоявшемуся, за­вершенному «что» (сущности) противоположно неуловимое «как» (существова­ние), неповторимый ритм, стиль, форма, манера. Стиль непостижим, неартику­лируем, непередаваем. Мерло-Понти говорит о смысле как о модуляции суще­ствования, поскольку нет ничего иного, что было бы более свойственно субъек­ту, чем свидетельствующий о его автономии акт говорения, тон и стиль, в кото­ром просвечивает смысл [7, 40]. Говорящий субъект целиком погружен в язык как стиль выражения, как уникальный способ пользования словом и зависим от этого стиля. «Возможно, понятие гештальт, или структура, послужит здесь так же, как послужило в психологии, так как в обоих случаях задействованы един­ства, не являющиеся чистыми манифестациями направляющего сознания, не сознающие эксплицитно собственные принципы, но которые, несмотря на это, могут быть изучены путем продвижения от целого к частям» [4, 87-88].

 
<< Первая < Предыдущая 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 Следующая > Последняя >>

Страница 125 из 177