Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 254

Язык в той же мере, что и поведение, не поддается объяснению с помощью категорий объективного мира. Язык не организм или рациональное образова­ние, изучение эволюционных изменений которого могло бы явить нам его инва­риантную сущность. К аутентичному пониманию языка невозможно прибли­зиться, объясняя его в терминах универсальных законов, в отрыве от фактов. Как и гештальт-психология, требующая применения дескриптивного метода, исходящего из незаменяемого измерениями и коррелятивными вариантами че­ловеческого опыта, «лингвистика Соссюра легитимирует в изучении языка (по ту сторону перспективы причинных объяснений, которая связывает каждый факт с предыдущим и таким образом простирает язык перед лингвистом как природный объект) перспективу говорящего субъекта, который живет в своем языке (и который может в некоторых случаях менять его)» [4, 87].

(Необходимо отметить, что понимание Мерло-Понти того, что является предметом изучения различаемых Соссюром диахронической (эволюционной) и синхронической (статической) лингвистик, отличается некоторым своеобрази­ем. Мерло-Понти нивелирует различие речи и языка. У Соссюра такая составная часть речевой деятельности как речь (la parole) в силу дискретного и гетероген­ного характера в отличие от языка (la langue) с самого начала совершенно ис­ключается из поля исследования лингвистики4. Хотя он и признает, что «оба эти предмета тесно связаны между собой и предполагают друг друга: язык необхо­дим, чтобы речь была понятна и тем самым была эффективна; речь в свою оче­редь, необходима для того, чтобы сложился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку», место единственного объекта лингвистики в собственном смысле слова он отводит языку [9, 26-27]. Согласно Мерло-Понти, Соссюр «различал синхроническую лингвистику речи [la parole] и диахроническую лин­гвистику языка [la langue]»5; «наряду с лингвистикой языка [la langue], в высшей степени создающей впечатление, что язык представляет собой серию хаотиче­ских событий, Соссюр положил начало лингвистике речи [la parole], которая проявила бы в ней в любой момент порядок, систему, тотальность, без которой была бы невозможной коммуникация и лингвистическое сообщество» [6, 23]. Таким образом, «речью» Мерло-Понти называет язык в синхронном рассмотре­нии. Именно в индивидуальности акта коммуникации, в его фактичности, слу­чайности и зависимости от воли говорящих должна быть проявлена структу­ра речи.)

 
<< Первая < Предыдущая 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 Следующая > Последняя >>

Страница 124 из 177