Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 253

Язык и выражение в поздних философских построениях Мерло-Понти за­нимают место, отводимое прежде восприятию, которое, по его определению, «в качестве столкновения с природными вещами находится на первом плане на­ших исследований не как простая сенсорная функция, которая объясняла бы другие, но как архетип первоначального столкновения, имитируемый и обнов­ляемый в столкновении с прошлым, воображаемым, идеей» [3, 210]. Язык как архетип наряду с восприятием является одним из видов такого столкновения и способом установления контакта с Бытием, к чему, по мысли Мерло-Понти, направлены все усилия философии3. «Именно рассмотрение языка позволит нам наилучшим образом увидеть то, как мы должны и как не должны возвращаться к самим вещам» [3, 125]. Что должен представлять собой язык, открывающий доступ к Бытию, продемонстрировал анализ философии языка, в частности, теории языка Соссюра.

Первое непосредственное обращение к идеям Соссюра мы находим в статье 1947 г. «Метафизическое в человеке», где их значение сводится к верификации того, что было разработано более детально в других областях гуманитарного знания. Лингвистика, замечает Мерло-Понти, развивается в общем русле с ос­тальными науками о человеке, ориентированными на пересмотр субъект- объектных отношений.

Наиболее четко проблема условности и ограниченности естественнонауч­ного знания была поставлена в гештальт-психологии, которая в результате отка­залась от понимания форм поведения как комбинации простых, универсально значимых процессов в пользу объяснения поведения с помощью законов, при­сущих его внутренней организации. Гештальт-психология, считает Мерло- Понти, вдохнула новую жизнь в умирающую научную методологию, долго мас­кировавшую такую реальность, как гештапьт. Гештальт-психология расширяет область исследования от простых, поддающихся измерению и вычислению от­ношений, до изучения более сложных форм поведения, обусловленных контак­том не просто со стимулами, но и с другим человеком, с витальной и социаль­ной ситуацией, т.е. форм, определяемых модусом существования. Философское значение гештальт-психологии Мерло-Понти видит в том, что «открыв "струк­туру" и "форму" как нередуцируемые элементы бытия, она вновь поставила под вопрос классическую альтернативу между "существованием как вещь" и "суще­ствованием как сознание", установила сообщение и соединение объективного и субъективного, пришла к новому пониманию психологического знания — от­ныне не как попытки разрушить это типологическое единство, но, скорее, как стремления охватить их и понять, вновь оживив» [4, 86].

 
<< Первая < Предыдущая 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 Следующая > Последняя >>

Страница 123 из 177