Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 249

Способность к трансценденции, отсылка к иному смыслу обнаруживается в самом настоящем, поскольку «оно не является каким-то сегментом времени с очерченными контурами, который водворяется на свое место», следуя пред­ставлению о временной последовательности или осознанию его в качестве про­шлого или будущего. В противоположность частице, элементу времени или сегменту, настоящее предстает как «круг, определенный центральным и господ­ствующим полем, контуры которого остаются нечеткими» [I, 237]. Несводи­мость настоящего к единому смысловому прочтению может быть истолкована как образ «постоянно уходящего времени», относительно которого никакой смысл, никакое содержание не успевает установиться. Однако Мерло-Понти указывает, что речь идет скорее о понимании настоящего как непроницаемого поля, как вещи, неразложимой на смысловые составляющие, как трансценден- ции, которая «всегда уже позади»: «... даже настоящее неуловимо вблизи, под прицелом внимания, так как оно объемлет его» [I, 249]. Присутствие в этом объемлющем и трансцендирующем настоящем осуществляется как «воспри­ятие-невосприятие, организующий и нетематизируемый смысл»: абсолютное, предельно близкое настоящее, презентное и предоставленное видению, «суще­ствует так, словно его нет» [ 1, 244] — как невидимое, непредставленное. При­сутствие в настоящем есть возможность отсутствия, что, разумеется, не обраща­ет его в небытие, но наделяет способностью сопрягаться с прошлым и с буду­щим. Можно сказать, что единство времени и субъекта проявляется в этой спо­собности — осуществляться через зазор, отстояние, непонимание; сама плоть и телесный состав человека делают возможным анонимную представленность непредставленного во времени; так что всякое действие и событие, согласно Мерло-Понти, стоит понимать по аналогии с историческим событием, о кото­ром так же сложно сказать, кто его обустраивает, как и во времени сложно вы­членить субъекта восприятия. Невозможность совпасть, отождествить настоя­щее с определенными границами, отделяющими его от содержания прошлого и будущего, а также тот факт, что воспринимающий вообще не имеет дела с мате­рией настоящего, так как всегда находится на расстоянии от него, заставляют предположить, что отношение между субъектом и временем является соотно­шением символическим. Это и позволяет Мерло-Понти называть настоящее символической матрицей, в которой действие или событие приобретают смысл еще до того, как действующий отождествит себя с ним [1, 246]. Таким образом, соотношение видимого и невидимого в восприятии подводит нас к усмотрению природы самого времени.

 
<< Первая < Предыдущая 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 Следующая > Последняя >>

Страница 119 из 177