Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 248

Отрицание положения «абсолютного созерцателя» во времени приводит Мерло-Понти к описанию настоящего как трансцендирующего сознания. Соз­нание настоящего не равно себе в силу описанного выше «несовершенного» смысла, но именно этот недостаток и является необходимым условием понима­ния времени, — условием, которое неизменно предается забвению, как в науч­ном, так и в философском понимании. Если существует единый опыт бытия в истории, — вопреки представлению о настающем «новом настоящем», которое обращает в прошлое все предшествующее и делает реальным часть возможного будущего, — то этот опыт совершается во времени как «всеохватывающей сис­теме». Однако, единство этой «системы» проявляется не для отстраненного и универсализирующего восприятия, но — лишь для того, кто есть в настоящем [1,244].

Настоящее необходимо описать как трансцендируюшее сознание, оно предполагает «бытие на расстоянии», и способно нанизывать не только мгнове­ния, но целую систему временных отсылок [1, 244]. «Всеохватывающая систе­ма» проявляется в настоящем как поглощающий и превосходящий смысл, как несовпадение настоящего с самим собой, в конечном счете, как превосходство времени над субъектом, который не овладевает им, хотя и осуществляет его своим действием.

Таким образом, время не может быть понято как ничтожение (neantisation) или поток, каким оно предстает с точки зрения жизни сознания, для конституи- рущего субъекта или индивидуальной экзистенции, то есть как нечто вполне определенное, подлежащее забвению, преодолению или удержанию в памяти. Настоящее насыщено трансценденцией: оно несводимо к актуальному содержа­нию, трансценденция есть лишь обещание тотальной актуальности, как понима­ет ее Мерло-Понти [1, 245]. Ошибочным является истолкование настоящего, исходящее из того, чем оно является «для себя», описывающее время в порядке различия, как присутствие (present), наделенное индивидуальностью и возни­кающее как новое настоящее. Сознание времени не есть совпадение с ним, не есть акт схватывания или ничтожения, — это зазор, в котором телесный состав задействует взаимообратимость представленного и непредставленного.

 
<< Первая < Предыдущая 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 Следующая > Последняя >>

Страница 118 из 177