Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 244

5. Хайдеггер М. Преодоление метафизики//Философия Мартина Хайдеггера и современ­ность. М : Наука,1991.

6. Хайдеггер М. Положение об основании. СПб.: Алетейя, 2000.

7. Апель К. Трансформация философии. М.: Логос, 2001.

8. Ставцев С. Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб.: Лань, 2000.

Я. Г. Бражникова (Москва)

Вертикальная история и представление времени в философии Мерло-Понти

Если предшествующая философская традиция отождествила время с пото­ком и исходила из сознания протекания и перехода, то Мерло-Понти пытается обнаружить «источник», из которого проистекает этот расчленяющий и упоря­дочивающий поток, ту сплошность, которая сохраняет непрерывность истори­ческого бытия и единство мира, не устраняемое темпорализацией. Опытом и основанием этой одновременности и сплошности является «плоть, а не созна­ние» [1,297].

Плоть включена в прошлое еще до того, как оно бывает исследовано и изу­чено, и даже до того, как оно бывает воспринято в качестве прошлого. Эта бы­тийная включенность и дает ему возможность быть воспринятым. Дообъектив- ное или вертикальное время [1, 297] не проходит и не уходит, не ухватывается и не предвосхищается, оно есть «с необходимостью воспринятое», так как при­сутствует в любом опыте временного ориентирования и делает его возможным. Возможность трансценденции, события, перехода, которые обнаруживает во­площенное я в пространстве и во времени суть разворачивание той сплошности (плотности) и одновременности дообъективного времени, выражением которого является плоть.

Мерло-Понти называет это вертикальное время неразрушаемым или архи­тектоническим прошлым, которое инициирует нас в пространство «до време­ни», в мифическое измерение, подлежащее истории и сознанию времени [1, 296]. Такое понимание не означает устранения истории в пользу мифологиче­ского бытия; скорее, напротив: укорененность истории в дообъективном позво­ляет правильно понять ту историчность, которую несет в себе воплощенное я. Историчность оборачивается таким положением во времени, которое предшест­вует его мыслимости, его ограниченности тем или иным полем. Историчное сознание не противостоит тому мифическому измерению вертикального време­ни, о котором Мерло-Понти говорит, что оно относится «к предшествующей жизни, более далекой, чем Индия и Китай». Ему противоположно время исчис­ляемое, потенциально познаваемое (подобно тому, как потенциально познавае­мы для нас пространственно отдаленные области), мыслимое как пассивное, единожды заданное движение или повторение, где последующий момент «от­правляет в небытие все остальные». По словам Мерло-Понти, такая пассивность неприемлема, «необходимо, чтобы ни один из моментов не был замкнутым ми­ром, чтобы один момент мог включать другие» [2, 499].

 
<< Первая < Предыдущая 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 Следующая > Последняя >>

Страница 114 из 177