Метафизика является роком, понимаемом именно в том смысле, что она, будучи основной чертой западноевропейской истории, обрекает человечество на сущее без того, чтобы бытие сущего в качестве двусложности того и другого могло когда-либо быть ею замечено, осмыслено и воспринято в своей истине. И этот рок, который необходимо мыслить бытийно-исторически, неизбежен, т.к. бытие только тогда и может раскрыть хранимое им различие бытия и сущего, когда само это различие станет собственно событием. Таким образом, неизбежно, что сущее будет охвачено крайним забвением бытия и одновременно бытие придет к своему безусловному господству в качестве воли к воле, которая дает о себе знать единственно через первенство сущего над бытием.
Окончательное преодоление метафизики, по всей видимости, сделает возможным возвращение к Началу, изложенному еще в изречениях древнегреческих (так называемых изначальных) философов, а именно, Анаксимандра, Пар- менида и Гераклита, основанному на понимании истины как несокрытости. И, несмотря на прошедшие тысячелетия, глубинная суть их размышлений осталась совершенно незатронутой, а точнее, даже непонятой, и благодаря этому сохранившейся в своей первозданной незамутненности.
По словам самого Хайдеггера, «Начало есть то, что в сущностной истории приходит в самом окончании. Начальное постоянно становится судьбой эпохи, ибо оно не пропадает в прошлом, но продлевается в будущем» [6, 231]. И лишь тот факт, что в самый момент своего зарождения Начало появляется в своеобразном утаивании, порождает расхожее мнение, в соответствии с которым начальное обязательно несовершенно, неточно и грубо.
Трудно однозначно описать, какой именно будет новая эпоха постметафизики. Хотя уже сейчас можно отметить, что, вероятно, будет преобладать иной тип мышления, в корне отличающийся от ныне господствующего. То, что обычно называют «знанием», есть ориентация в вещах и обстоятельствах. Силою этого знания мы «осваиваем» вещи, оно «захватывает» сущее, «господствует» над ним, оно же направляет нас к обустройству и использованию соответствующего сущего. Новое же мышление представляет собой внимательность к существенному. И именно во внимательности состоит существенное знание, речь в котором идет о бытии, т.е. о том, чем является сущее в своей основе. «Сущностное знание не овладевает тем, что ему надлежит знать, а наоборот, уходит от него своими корнями, оно есть возвращение к бытию» [6, 231]. |