Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 142

Как показал Хайдеггер, теоретическая работа по экспликации и анализу связи между человеком и миром как связи между субъектом и объектом была проведена философами XVII века, прежде всего усилиями Декарта [7]. В этот период в качестве базовой конструкции европейского мышления складывается «субъект-объектное отношение», которое больше известно нам под именем «пред-ставления», и которое выступает структурой расчетливого устройства разума человека Нового времени. С тех пор только то, что «рассчитано» конст­рукцией «субъект-объектного отношения», то есть может быть «пред-ставлено», обретает у европейца статус разумного, осмысленного, понятного. Все, что не укладывается в рамки этой конструкции, что не имеет структуры «пред­ставления», объявляется доисторическим, архаичным, мистическим или ирра­циональным и, в конце концов, нечеловеческим.

Продуктивность разума, имеющего своим основанием субъект-объектную конструкцию, определяется тем, что сущее, вызывающее интерес у человека как субъекта с помощью когнитивных процедур абстрагирования, формализации, редукции, сравнения, гипостазирования и т.д., превращается в объект познания. Объект присутствует в мышлении субъекта в качестве представленного пред­ставления. Преимущество работы с представленным в представлении сущим состоит в том, что в большинстве случаев субъект может задавать объекту такие условия его существования, которые не могут быть заданы самому сущему. Так появляются идеальные конструкции (математический маятник, идеальный газ, квант, электромагнитная волна и т.п.), позволяющие получать знание о поведе­нии и процессах реальных феноменов.

Благополучно просуществовав три столетия и обеспечив европейской куль­туре невиданный дотоле технический, научный, производственный и социаль­ный прогресс, вылившийся в минувшем столетии в научно-техническую рево­люцию, эта конструкция новоевропейского разума в XX столетии стала давать очевидные сбои. Эффективность этой конструкции новоевропейского мышле­ния долгое время за успехами скрывала свою ограниченность, вопрос о которой был поставлен уже философией иррационализма. Дело в том, что субъект- объектная конструкция мышления может работать только с такого рода фено­менами, которые могут быть объективированы, с тем, что в мышлении может быть представлено. Но она принципиально не годиться для работы с тем, что представлено быть не может, т.е. не может быть объективировано (см. напр., [8]). Осознание такого рода феноменов привело к возникновению целого ряда проблем: предмет и метод наук о духе, психические феномены в психоанализе, сознание в феноменологии, проблема бытия в экзистенциализме, проблемы моральных ценностей в этике и демократических ценностей в политике.

 
<< Первая < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > Последняя >>

Страница 12 из 177