Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 239

Равная двусмысленность в определении существа истины господствует также и у Аристотеля. В заключительной главе девятой книги «Метафизики» непотаенность предстает как всеохватывающая черта всего сущего. И в то же время он утверждает, что ложное и истинное — не в самих вещах, а в разуме [2, 358]. Высказывание называется истинным, если оно соответствует положению дел (ouotomi;). По мнению Хайдеггера, это определение существа истины не содержит уже никакого обращения к алетейе в смысле непотаенностил скорее наоборот, алетейя какпротивоположное yewSo^, т.е. ложному в смысле непра­вильного, мыслится как правильность. С этого момента печать существа ис­тины как правильности высказывающего представления становится господ­ствующей для всей западной мысли.

Для средневековой схоластики характерно утверждение, прозвучавшее из уст Фомы Аквинского: «истина в собственном смысле находится в человече­ском или божественном рассудке». Истина здесь уже не алетейя, а

В начале Нового времени это положение еще более заостряется в формули­ровке Декарта: «истина или ложь не могут быть нигде, кроме как в рассудке» и в высказывании Ницше: «Истина есть род заблуждения, без которого опреде­ленный род живых существ не мог бы жить. Ценность для жизни решает, в ко­нечном счете». В ницшевском определении истины как неправильности мыш­ления заложено согласие с традиционным существом истины как правильности высказывания.

Эти принципиальные изменения в понимании сущности истины, произо­шедшие начиная с Платона (или, возможно, даже с Анаксимандра), и кладут начало собственно истории европейской метафизики. Сам же Хайдеггер высоко оценивает совершенное греческими мыслителями «открытие» историчности истины: «Самое удивительное в греках древних времен — их способность ви­деть все подлежащее оказыванию уже в его самозакутывании изнутри идущей впереди упреждающей сдержанности. Греки это умели, потому что язык их — построяемый дом наличного присутствия всего присутствующего -— ждал их, дабы им жить и строить в нем» [3, 293].

 
<< Первая < Предыдущая 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 Следующая > Последняя >>

Страница 109 из 177