Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 235

Отсюда легко предположить, что Хайдеггер в своих поздних работах вооб­ще отвергает связь философии и теологии. Но если принять, что хайдеггеров- ская критика метафизики как отвержение метафизического (морального) опыта Бога — это критика замещающей опыт понятийности, а не самого опыта, тогда прослеживается очевидная связь с ранними работами Хайдеггера. Ведь Хайдег- гер и сейчас различает между христианской верой, которую в ранних работах он рассматривал как особый способ существования человеческого вот-бытия, при­частный к событию Христа, и тем «платонизмом для народа», в который пре­вращает веру метафизика. Таким образом, Хайдеггер в своей критике «деревян­ного железа» и «глупости для веры» почти не отвергает разработанную в «Фе­номенологии и теологии» систематическую связь философии и теологии, но критикует объединение содержательных теологических тезисов с вопросами философии. Поворот к вопросу об истине бытия в истории, ее открытости для опыта вот-бытия и через этот опыт, несомненно, начисто отрицает традицион­ную артикуляцию этого опыта: исторически явленный опыт бытия предстает в вопросе о метафизике как сокрытие; и этот вопрос определяет возможный опыт Бога в его теологической интерпретации как потерю Бога.

Казалось бы, слова Ницше «Бог мертв», даже с той оговоркой, что речь идет только о смерти Бога морали, как и гельдерлиновский опыт «отсутствия Бога», стремятся изгнать опыт Бога из области философии. По меньшей мере: они столь радикально разрушают способы соединения этого опыта с философи­ей, что почти не остается перспектив для обновления. Но хайдеггеровская ин­терпретация Ницше позволяет понять, что на основе такого радикального сня­тия сохраняется идея легитимной связи вопроса о бытии и вопроса о Боге. В ректорской речи 1933 года Хайдеггер предполагает, что Ницше искал возмож­ности нового опыта Бога, несмотря на кажущуюся бесперспективность утвер­ждения «Бог мертв». В этом контексте мнимый атеизм Ницше означает знаю­щее молчание о Боге, которое не может больше признавать возможность хри­стианского Бога, поскольку как Бог морали он вместе с метафизическими цен­ностями сводится к абсурду в наступающей переоценке всех ценностей. Тем не менее, вопрос о Боге окончательно не изгоняется из философии, ошибочность прежнего опыта Бога не отвергает целиком весь этот опыт, не делает невозмож­ными все речи о Боге. Если мы осознаем, что ницшевский безумец, провозгла­шающий «смерть Бога», взывает к Богу «de profundis», тогда этот вызов дейст­вительно приведет к преодолению метафизики.

 
<< Первая < Предыдущая 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 Следующая > Последняя >>

Страница 105 из 177