Вторая особенность проявляется в социальных эстафетах двух знаний, философского и традиционного. Философия развивается в ходе критического переосмысления воззрений философов-предшественников. Утверждающий свои взгляды мыслитель не только опровергает предшественников, но и, как правило, оказывается в оппозиции к своим современникам. Иначе говоря, в самом онтологическом ядре философии присутствует самоотрицание. С традицией все происходит с точностью до наоборот. Здесь в основании механизма самоутверждения заложено преимущественно некритическое приятие переданных по наследству знаний, нормативных ценностей, обычаев и ритуалов. Древность традиции — залог ее укорененности в социуме. Чем больше традиция просуществовала, чем неизменней она, тем выше ее статус, тем крепче она стоит перед всеми возможными попытками критиковать ее с позиций современности. Другими словами, время существования создает для традиции особую сакральную защиту. Такой защиты у европейских философских учений нет.
Следующая особенность сопоставления философии и традиции выражается в полифонизме первой и монофонизме второй. Научная рациональность Нового времени принципиально полифонична. Можно даже сказать, что полифонизм — краеугольный камень ее развития. Поэтому современны даже те философские учения, которые кажутся безнадежно устаревшими, даже они до конца не завершены, не реализованы и не исчерпали своего смысла. Учения Платона и Аристотеля остаются актуальными, так как в отношении к современности они столь же важны и необходимы, что и учения мыслителей XX века.
Перед философом всегда раскрывается не одна какая-то философия, а одновременно несколько учений. Это — и принятые им воззрения, и спорные, и отвергнутые, и те, в которых «что-то есть», но они остаются пока еще не оцененными по достоинству и не нашедшими своих продолжателей. В многообразии философских учений не бывает мертвых голосов, они все готовы ожить и продолжить себя в пространстве культуры. |