Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 100

Пытаясь понять сущность толп, Лебон обращается не к экономике или ис­тории, а к психологии, убеждаясь в существовании в гетерогенном единстве толпы особого рода души. «При известных условиях — и притом только при этих условиях — собрание людей имеет совершенно новые черты, отличаю­щиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. [...] Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, вре­менный характер, но и очень определенные черты» [4, 156-157]. Толпа, по мне­нию Лебона, — это организм, а разнородные элементы соединяются в нем на­подобие клеток, входящих в состав живого тела.

По мысли французского социолога Э. Дюркгейма, общество — «нечто со­вершенно иное, чем частные сознания, хотя и осуществляется только в индиви­дах» [3, 80]. Общество в представлении Дюркгейма является даже более слож­ной реальностью, чем индивид, поскольку оно есть продукт ассоциации инди­видов, их взаимодействия. Синтез индивидуальных представлений дает новую реальность — коллективную и даже гиперпсихическую: «Совокупность верова­ний и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно называть коллективным или общим сознанием. Несомненно, оно не имеет в качестве субстрата единственный орган; оно по определению рассеяно во всем простран­стве общества. Но тем не менее оно имеет специфические черты, создающие из него особую реальность» [3, 80]. Итак, общество, по мысли Э. Дюркгейма, представляет собой совокупность идей, верований и чувств, которые реализу­ются через индивида, и одновременно составляют часть его личности. Эта идея находит оригинальное отражение у 3. Фрейда, в концепции которого социаль­ное воздействие из внешнего реорганизуется во внутреннюю, репрессивную структуру «сверх-Я». Сверх-Я в понимании 3. Фрейда представляет собой кри­тическую инстанцию, которая возникает вследствие интроекции объекта, то есть при включении привилегированного объекта в собственное «Я». В массе человек отказывается от своего «сверх-Я» и заменяет его «сверх-Я», распро­страняющимся на совокупность всех индивидов, образующих массу; такое «сверх-Я» может быть воплощено в вожде. Исходя из данной предпосылки про­тивопоставление индивидуального и социального, в первую очередь в контексте исследования массы, становится для психоаналитика последствием рефлектив­ного насильственного различения. Так, понятие «сверх-Я» появляется у Фрейда именно в работе «Психология масс и анализ человеческого Я», и далее, в более поздних «Я и Оно» и «По ту сторону принципа удовольствия». Признание при­сутствия «другого» в качестве изначального условия становления психической жизни человека, устройства психики вводит проблему массы в новый контекст. Психика индивида включает в себя инстанцию «другого» (сверх-Я), образован­ную в ходе идентификационной деятельности. Поэтому теория психоанализа находит возможность утверждать, что и в психологии массового задачей иссле­дования должно стать выявление коллективной, массовой души и образование индивидами в массе «единства», «сочленения» по образцу глубинных бессозна­тельных структур.

 
<< Первая < Предыдущая 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 Следующая > Последняя >>

Страница 100 из 130