Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 99

Хотелось бы упомянуть в этой связи гипотезу Ницше о «гении рода» (она изложена в §354 кн. 5 «Веселой науки»). Ницше высказывает мысль о том, что самосознание находится в прямой связи со способностью общения, оно «не принадлежит к индивидуальному существованию человека, скорее, оно принад­лежит к тому, что есть в нем родового и стадного» [6, 673]. Ницше утверждает, что «сознание вообще развивалось только под давлением потребности в обще­нии, — что оно с самого начала было необходимо и полезно лишь в отношениях между людьми (в особенности между повелевающим и повинующимся) и что само развитие его находилось в прямой зависимости от этой полезности» [6, 672]. Необходимость знания «о себе», осознания того, что человек думает, что ему недостает, проистекала, по мысли Ницше, из необходимости в себе подоб­ном, его помощи и защите. Однако «осознаваемое мышление есть лишь само­малейшая часть всего процесса, скажем так: самая поверхностная, самая сквер­ная часть, — ибо одно только это сознательное мышление и проистекает в сло­вах, т.е. в знаках общения, которыми и возвещается начало сознания» [6, 672­673]. Ницше признает за генезисом сознания лишь коммуникативную роль. При всем при том следует заметить, что под сознанием философ понимает не разум, а лишь самоосознание разума. Ограничив генезис сознания лишь коммуника­тивной ролью, Ницше дисквалифицирует метафизику сознания, и в то же время как бы получает обратный эффект идеи надличностного сознания.

Обращаясь к способам исследования проблемы массы, прежде всего следу­ет исходить из открытия надличностного сознания, или коллективного в форме сознания, бессознательного, Духа или души. Обращение к предыстории рода как архаическому наследию у Юнга выражается в открытии того, что помимо индивидуального бессознательного существует более глубокий слой коллектив­ного бессознательного как отражение опыта прежних поколений. В теории Вундта присутствует концепт «исторического индивидуума», у Лебона идея надличностного сознания обнаруживается в исследованиях «души толпы» и «души расы».

 
<< Первая < Предыдущая 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 Следующая > Последняя >>

Страница 99 из 130