Хотелось бы упомянуть в этой связи гипотезу Ницше о «гении рода» (она изложена в §354 кн. 5 «Веселой науки»). Ницше высказывает мысль о том, что самосознание находится в прямой связи со способностью общения, оно «не принадлежит к индивидуальному существованию человека, скорее, оно принадлежит к тому, что есть в нем родового и стадного» [6, 673]. Ницше утверждает, что «сознание вообще развивалось только под давлением потребности в общении, — что оно с самого начала было необходимо и полезно лишь в отношениях между людьми (в особенности между повелевающим и повинующимся) и что само развитие его находилось в прямой зависимости от этой полезности» [6, 672]. Необходимость знания «о себе», осознания того, что человек думает, что ему недостает, проистекала, по мысли Ницше, из необходимости в себе подобном, его помощи и защите. Однако «осознаваемое мышление есть лишь самомалейшая часть всего процесса, скажем так: самая поверхностная, самая скверная часть, — ибо одно только это сознательное мышление и проистекает в словах, т.е. в знаках общения, которыми и возвещается начало сознания» [6, 672673]. Ницше признает за генезисом сознания лишь коммуникативную роль. При всем при том следует заметить, что под сознанием философ понимает не разум, а лишь самоосознание разума. Ограничив генезис сознания лишь коммуникативной ролью, Ницше дисквалифицирует метафизику сознания, и в то же время как бы получает обратный эффект идеи надличностного сознания.
Обращаясь к способам исследования проблемы массы, прежде всего следует исходить из открытия надличностного сознания, или коллективного в форме сознания, бессознательного, Духа или души. Обращение к предыстории рода как архаическому наследию у Юнга выражается в открытии того, что помимо индивидуального бессознательного существует более глубокий слой коллективного бессознательного как отражение опыта прежних поколений. В теории Вундта присутствует концепт «исторического индивидуума», у Лебона идея надличностного сознания обнаруживается в исследованиях «души толпы» и «души расы». |