В отличие от Лебона, который полагал, что XX век будет «эрой масс», французский социолог и правовед Г. Т'ард считал, что наступающий век станет «эрой публики». Публика, по мнению Тарда, — это потенциальная толпа, при определенных условиях она может превратиться в толпу, хотя это превращение не является ни обязательным, ни даже обыденным явлением. Можно принадлежать к нескольким публикам, тогда как к толпе — только одной. Принадлежность к «публике» Тард разъясняет на таком обыденном явлении, как чтение газет. Газеты придают читателям ощущение злободневности и осознание одновременной духовной общности, что и отличает их от книг. «Читатель вообще не сознает, что подвергается настойчивому, почти неотразимому влиянию той газеты, которую он обыкновенно читает» [9, 3], — замечает Тард. И если к влиянию газеты на мнение и образ мыслей читателя присовокупить еще и журналистов, пишущих статьи с угодливостью публике, а также влияние, оказываемое массой читателей газеты, которое и создает ощущение духовной общности, то нам открывается смысл понятия «публики», которым Тард пытается заменить «толпы» Лебона. По мысли Тарда, «мнение для публики в наше время есть то же, что душа для тела» [9, 56]. И в то же время любое собрание, ассоциация, толпа или секта имеют лишь ту идею, которая им внушена. Это более или менее разумная идея, указание на то, какую преследовать цель, какие употреблять средства. И Тард делает вывод о способе ассимиляции идей и мнений: «Всякое социальное сходство имеет своей причиной подражание» [10, 38].
Против этого утверждения Вильгельм Вундт выдвинул контраргумент, заявив о том, что «подражание является лишь сопровождающим фактором при взаимодействиях в человеческом обществе» [2, 112], а не первичной причиной этого взаимодействия. Не подражание, а процесс взаимодействия индивидов как общее творчество является первичной основой, в которой подражание играет роль лишь содействующего фактора. |