Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 95

Осознание феномена массы, толпы связывают в первую очередь с события­ми Великой французской революции, когда «толпы» становятся действенной силой истории. Э, Канетти определяет революционные массы как «массы обра­щения», когда осуждение на смерть и помилование как орудия власти переходят в руки народа, то есть овцы оказываются способны пожирать волков. Именно в этот момент толпы становятся «видимы», превращаясь из «празднующих» в восставшие. Толпы демонстрируют иррациональную силу, а на фоне техниче­ски ориентированной цивилизации рождают страх возврата к внекультурному варварству или к тому, что считали таковым. «Господство толпы означает вар­варство или же возвращение к варварству» [4, 267], — считает французский психолог и социолог Гюстав Лебон. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет говорит об угрозе, которую несет «сокрушительный и свирепый бунт массовой морали, неотвратимый, неодолимый и темный, как сама судьба» [8, 25].

Однако угроза виделась не только в иррациональной сущности масс, кото­рые, став политической силой, оказываются способны поколебать общественное устройство. Массы привлекают внимание теми изменениями, которые претер­певает индивид при включении в толпу. «В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе — это варвар, т.е. существо ин­стинктивное» [4, 164], — констатирует Гюстав Лебон. Поэтому разрешить, что же собой представляет человеческая масса, включение в которую так влияет на душевную жизнь индивида, становится принципиальной задачей. Наибольший интерес у исследователей вызывает тот факт, что как только индивид становит­ся составляющим массы, исчезает его своеобразие и индивидуальные характе­ристики, он думает и поступает совершенно иначе: образ жизни, характер, воз­раст, культурный уровень не отражаются на его мыслях и чувствах, не мотиви­руют его поступки. Причем согласно теоретикам психологии толп, в массовых образованиях происходит стирание не только индивидуальных различий, но и классовых, различий социальных групп. Мысли и чувства всех индивидов при включении в массу приобретают однородное направление и ориентацию. Воз­можность приобретения такой однородности Фрейд обосновывает тем факто­ром, что в массе «сносится, обессиливается психическая надстройка, столь раз­лично развитая у отдельных людей, и обнажается (приводится в действие) бес­сознательный фундамент, у всех одинаковый» [11, 283].

 
<< Первая < Предыдущая 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 Следующая > Последняя >>

Страница 95 из 130