Главный из них — современная экономическая действительность. Хозяйство постиндустриального общества выдвигает на первый план не фигуру работника, как было в традиционном обществе, не фигуру собственника, как было в индустриальном обществе, а фигуру потребителя. Все производство концентрируется на производство услуг и создание разнообразия. Услуги существуют только в дуально-дуэльной ситуации. Поэтому для «производителя» услуг оказывается важно сделать ставку на предложение «от которого нельзя отказаться». Он обязан выступить в роли соблазняющего. Предложение услуги требует обольщения потребителя, для чего создается целая индустрия соблазна, начиная с рекламы и заканчивая «фабрикой звезд». Если посмотреть на «классическое» производство, которое предлагает потребителю товары, то и здесь видно, что оно превратилось в производство соблазнов. Огромное разнообразие товаров одного и того же назначения, рост номенклатуры товаров преследует цель не удовлетворение потребностей покупателя, а провоцирование его потребностей, обольщение приобретением, интересом «А попробуем!» (ставка!). Товары становятся знаком позиции, интересов, знаком отличия от других, знаком соревнования и т.п.
Миром соблазна является арена средств массовой информации. Классическая погоня журналистов за сенсацией уже несет в себе все черты соблазна, а современные формы предъявления информации, которыми располагают газеты, радио и особенно телевидение придают любой информации дополнительные знаковые характеристики. Херберт Маклюэн, анализируя историю медиа, показал, что само средство информации является Посланием, оно не просто передает сообщение (участвует в классическом типе отношений), оно формирует сообщение, провоцируя ответ (не забудем, что исходный смысл про-вокации заключается в предвещании голоса), вступает в дуально-дуэльные отношения. |