Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 10

Какова судьба философского афоризма, ставшего в пределе поговоркой, житейской мудростью? Афоризм живет и в истории философской мысли, и в истории культуры, но линия его судьбы в этих нишах (пространствах) различна. Рассмотрим сначала первый путь: судьба философской максимы в истории фи­лософии. Примеров для иллюстрации множество, но мне бы хотелось остано­виться на тезисе Протагора «Мера всех вещей — человек». Выбор этого фило­софского афоризма в какой-то степени произволен, но с другой стороны, опре­делен тем интересом, который начал пробуждаться к софистике (и ее диалекти­ческой логике) в культуре последних веков.

Как известно, до нас не дошло произведений, написанных Протагором, но есть серия ссылок на его «Ниспровергающие речи» в текстах Платона, Аристо­теля, Секста Эмпирика, Диогена Лаэрция. Уже это факт вносит интригу в наше понимание природы сохранения философской мысли в ее истории. Платон в диалоге «Теэтет» вводит фигуру Протагора и его тезис «мера всех вещей — человек» в связи с раскрытием природы знания. Сократ в диалоге с Теэтетом вспоминает Протагора в процессе доказательства того положения, что знание не есть чувственное восприятие. Он связывает тезис Протагора исключительно с проблемой легитимации научного знания как знания спекулятивного, метафи­зического. «Я подозреваю, что ты нашел неплохое толкование знания. Однако так же толковал это и Протагор. Другим, правда, путем он нашел то же самое. Ведь у него где-то сказано: "Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют". [...] Так вот, он говорит тем самым, что-де какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она в свою очередь для тебя. Ведь человек — это ты или я, не так ли?» (Теэтет 152а)8. На этом Платон не останавливается, но продолжает: тезис «мера всех вещей — человек» приводит к пониманию того, что знание, основанное на ощущении, не дает надежной опоры.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 10 из 130