Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 87

Вселенная соблазна взамен вселенной либидо

Мир человека — мир значимого бытия, поэтому знак не только необходим для функционирования человека в этом бытии, но само это бытие может быть только через означивание себя. Это означивание есть способ его экзистирова- ния. Значимое бытие есть в знаке, есть через знак, есть знаковость, есть сама возможность знака. Тогда встает вопрос: если значимое бытие есть возможность знака, то чтб эту возможность переводит в действительность, которая и оказы­вается миром человека, миром значимого бытия, миром бытия человека? Один из вариантов ответа на этот вопрос дает Жан Бодрийяр, анализируя феномен соблазна в своей книге «Соблазн» («De la Seduction») [1].

«Соблазн» французского философа по своему жанру скорее эссе, чем фило­софский трактат, а эссе строится не по логике обсуждаемого понятия, а на осно­ве развития впечатления от предмета рассмотрения, который заранее известен. Поэтому Бодрийяр начинает свою книгу, исходя из обыденного понимания со­блазна, без всякого его определения, а затем не разворачивает его содержание, а поворачивает нам его разными сторонами: соблазн и искус, соблазн и женское начало, соблазн и обольщение и т.д. Так о чем эта книга? Просто о соблазне как одном из способов поведения человека? Это знание о соблазне? Прочитав книгу можно научиться соблазнять? Нет, конечно. Ответ подсказывает Бодрийяр, ко­гда он противопоставляет соблазн классическим психоаналитическим сюжетам, точнее, когда он показывает, почему Фрейд игнорирует соблазн в своих по­строениях.

Психоанализ оказал на всю культуру XX века огромное влияние. Наверное, ни одна научная или философская концепция такого влияния не имела. Почему? Какую проблему поставил и решил Фрейд? Это проблема рождения смыслов культуры, проблема творчества, проблема рождения произведений, новых по­ступков и т.п. А это было и остается важно для культуры, ориентированной на инновации. Классическая философия cogito раскрыла правила работы ума, по­казала объективную логику работы чистого разума. Разум мыслит по законам логики и исходя из уже данного. Откуда же появляется скачок в мыслях разума, который дает новое знание? Если обратиться к классической философии дейст­вия человека, то и она указывает на объективные законы поступков человека (они могут трактоваться по-разному, но это не меняет сути дела). Вся социаль­ная машина отлажена — это или машина производства, или машина закона (до­говора) — откуда же новые события, новые поступки? Закон не может давать нового, он лает повторение. Фрейд находит источник этого нового, проявляю­щегося в действиях человека. Этот источник — энергия либидо и энергия тана- тоса, энергия сексуальности и энергия разрушения. Сублимация энергии ин­стинктов, природных энергий (!) в направленные действия человека и есть ис­ток нового, источник активности человека, конечное основание истории, соци­альности и культуры. Эго (действующее Я) оказывается между двух огней, ме­жду Сциллой наличной социокультурной действительности (Супер Эго) и Ха­рибдой инстинктов (Оно), которой социально-культурная действительность противостоит. Вот Эго, движимое инстинктами, и изобретает такое действие, которое удовлетворяет ту и другую действительность, тогда и появляется нечто новое в социокультурном мире.

 
<< Первая < Предыдущая 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Следующая > Последняя >>

Страница 87 из 130