Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 85

— нет смерти, когда есть смерть — нет меня", заменяя тем самым одну пустоту на другую. Ибо слово "Я" такое же полое, как и слово "смерть". Чтобы прояс­нить подобного рода слова, следует выяснить подробности о том "Я", о котором идет речь, точно установить, что есть то, чего не будет, что делает его страх конкретным» [10, 46].

Соль не в разоблачении бессознательного, «философствующего людьми», но в том, что именно в фокусах этой бессознательной ловкости рук, в «соре», из которого «растут цветы» Идеологии, только и рождается — проговаривается

— (как это, быть может, ни прискорбно с точки зрения морали) нечто новое, — то, что «работает», то, что по традиции мы называем истиной. При этом нам, как отмечал сам Рорти, задним числом не так уж и важно, «как это удалось»:

«Такая бессознательная ловкость рук, когда она практикуется человеком декартовской смелости воображения, представляет повод скорее для благодар­ности, нежели для порицания. Ни один великий философ не избежал этого, и ни одна интеллектуальная революция не могла бы свершиться без этого. В "кунов- ской" терминологии, ни одна революция не может быть успешной, если ее сло­варь соизмерим со старым словарем, и точно таким же образом никто не сможет успешно использовать аргумент, в котором термины используются точно так же, как в традиционной мудрости. Поэтому плохие аргументы в пользу блиста­тельной интуиции необходимо должны предшествовать нормализации нового словаря, который включает в себя интуицию» [II, 43].

Выше мы говорили, что бессознательная ловкость рук, перестающая быть бессознательной, должна была бы обернуться обычным обманом. Но в жизни нет линеек и клеточек: вставая с фрейдовской кушетки, разоблаченная Идеоло­гия Гегеля —религия интеллектуалов — отнюдь не сошла от стыда с ума, как Иван, но вдруг обернулась танцующей философией: «Так называемый диалек­тический метод Гегеля это не аргументирующая процедура, или способ воссо­единения субъекта и объекта, но лишь литературное мастерство — умение про­изводить удивительные переключения гештальтов с помощью плавных и быст­рых переходов от одной терминологии к другой <...> Гегель постоянно изменял словарь, на котором были выражены старые общие места; вместо того, чтобы конструировать философские теории и доказывать их, он избегал аргументов, постоянно менял словари, изменяя тем самым тему <,..> Ницше — это возмож­но первый философ, который сознательно делал то, что Гегель сделал бессозна­тельно» [10, 109-110, 111].

 
<< Первая < Предыдущая 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Следующая > Последняя >>

Страница 85 из 130