Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 76

При этом Гегель, конечно, противник абстракций: абстрактны, как извест­но, разговоры торговок на базаре, его философия конкретна, поскольку она во­площается, и воплощается — такова уж судьба всего конкретного — неизбежно через страдание, но страдание это осмысленно (самим Гегелем, по крайней ме­ре, хотя сразу ясно, что «дело не в нем»). Страдание, таким образом, философ­ски/божественно неслучайно, ибо подлинная случайность бессмысленна как вздор, причуда, заблуждение, зло, негодность, словом — случайность с малень­кой буквы.

Случайность у Рорти — сплошной «вздор» и «негодность» — случай­ность с маленькой буквы: историчность и ситуативность, непредсказуемость и непредзаданность человеческой жизни и мира в целом. Историзм Гегеля, на который все время ссылается Рорти, логичен (принцип единства исторического и логического), историзм самого Рорти — алогичен. Такова, во всяком случае, ясно заявленная самим Рорти позиция. При всем этом Рорти считает Гегеля «праотцом» своего метода «иронии». И Рорти не одинок. Славой Жижек, на­пример, видит в Гегеле «первого постмарксиста»: «Диалектика для Гегеля — это прослеживание краха любых попыток покончить с антагонизмами, а вовсе не повествование об их постепенном отмирании <...> В данном смысле Гегель действительно оказывается первым постмарксистом: именно им было открыто поле определенного рода разрывов, "залатанных" впоследствии марксизмом. Такое понимание Гегеля неизбежно приходит в противоречие с обычным пред­ставлением об "абсолютном знании" как о чудовище концептуальной тотально­сти, не оставляющей никакого места случайности» [7, 14].

Противоречие, о котором говорит Жижек, как бы его ни понимать (разбор аргументов Жижека выходит за рамки данной статьи), у Рорти оказалось сма­занным. Не пытаясь сходу решить это противоречие, отметим, тем не менее, сам статус Гегеля в качестве «первого постмодерниста». Но что же есть такого в философии Гегеля, что дает возможность для такого, квази-религиозного с ней обращения даже со стороны тех, кто непрерывно толкует об отмирании всякой философии — «религии интеллектуалов»!

 
<< Первая < Предыдущая 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Следующая > Последняя >>

Страница 76 из 130