Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 74

Рорти отделяет интеллектуалов от не-интеллектуалов именно по ведомству философии: платоновское различение «знания» и «мнения» уже предполагало существование области чистой рациональности, о которой не-интеллектуалы подчас и не подозревают. Речь у самого Рорти идет о кастовой религии, которая в указанном переводе оказывается распространенной на человечество вообще. По существу перед нами перевернутая мысль Ницше «христианство — это пла­тонизм для народа», которую теперь можно понять как ((философия — это ре­лигия для интеллектуалов»: «Метафора познания общих истин через интернали- зацию универсалий <... > была достаточно влиятельной, чтобы стать интеллек­туальным суррогатом крестьянской веры в жизнь среди теней» [11,31],

Однако Рорти пишет о подобном статусе философии в прошедшем време­ни. Если уже в начале XX века в голосах Гуссерля и Рассела «звучит нотка от­чаяния», можно, вслед за Рорти предположить, что в недалеком будущем фило­софию заменит «что-то вроде литературной критики», к которой будут допуще­ны и не-интеллектуалы, т.е. непосвященные, что, разрушит, наконец, ее са- кральность.

Это в будущем. А сегодня? В современном мире, где сам Рорти вносит свой вклад в радикальную «деструкцию» всех философских систем сколько-нибудь достойных этого действия, чья философия останется «религией интеллектуа­лов» сегодня? И чем бы можно было объяснить такую ее живучесть? Или «бу­дущее уже наступило» и такой философии нет?

«Культовой» философией «левых» интеллектуалов, начиная с Маркса, была философия Гегеля. Западными интеллектуалами она интерпретировалась по- разному — от «революционно-алгебраических» до кожевских экзистенциаль­ных толкований: «Марксистская социология и экзистенциализм — две тради­ции современной философии, восходящие к Гегелю, — носят ярко выраженный антиметафизический характер. Благодаря им Гегель продолжает жить в фило­софии, но разговаривает он с нами на новом языке. Это другой Гегель: не мета­физический идеалист и не диалектический (speculative) логик, а философ- историк, рефлексирующий культуролог, теоретик социально-политических и этических катаклизмов» [15, 5-6].

 
<< Первая < Предыдущая 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Следующая > Последняя >>

Страница 74 из 130