Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 70

Итак, не революция, а переворот; не смерть, а убийство; не свобода, а наси­лие. Человек (а вместе с ним Автор, Смысл, требования единства, непротиворе­чивости и референтности) не умерли, а были именно что убиты, умерщвлены. Мистифицированная наука, приблизившаяся к границам непротиворечивости (а возможно, и перешагнувшая их), вылилась в мистифицирующее наукообразие (Делез определяет собственную философию как своеобразный эмпиризм, отли­чительными чертами которого являются мистицизм и одновременно матема- тизм понятий), хлынувшее в этику, эстетику, социологию, литературную крити­ку. Мысль ре-презентирует (re-presente) уже наличное (presente). План имманен- ции вос-производит Хаос. Мысль стала голосом самоаффектированного, едино­образного бытия, атомы которого — сингулярности — соединяют в себе фено­менальное и ноуменальное, будучи атомами чистого смысла и одновременно бытийного присуствия.

Если у Ницше творцом науки, философии и в целом культуры оказывается человек, субъект, то для Делеза «возврата к субъекту, то есть к инстанции, на­деленной обязанностями, властью и знанием» никак не может быть. У Фуко мы еще находим «практики субъективации», призванные восполнить пустое место, образовавшееся после «смерти человека». Делез уже говорит только об игре — игре «безличных, до-индивидуальных сингулярностей, т. е. уникальных случай­ностей, единичных случаев на поверхности трансцендентального поля, которое не является формой сознания». В «Что такое философия?» оно именуется «пла­ном имманенции» (plan d'immanence) Мысли-Бытия или Хаосмоса. То есть, тво­рение без творца; структуры сами разворачиваются из себя, в буквальном смыс­ле из ничего, образуя странные, подвижные комбинации, наподобие силовых полей; для того, чтобы мыслить их, метафора субъекта или даже субъективно­сти необязательна — достаточно, как говорит Делез, «пустой клетки», «пара­доксального элемента», перемещающегося по совокупности этих сингулярно- стей, заставляя их образовывать новые сочетания, констелляции, фигуры. Не существует вторичного бытия, менее-бытия; область понятий не менее бытий- ственна, чем видимый, доступный нашему чувственному восприятию мир. Вме­сто субъекта, познающего мир и созидающего его умопостигаемый, заключен­ный в понятия образ, вторичный по отношению к первичной реальности приро­ды, Делез рисует завораживающую картину пересечения многих реальностей, среди которых нет доминирующей; складки, трещины, плато. Субъект — это бросок кости, «случайная точка», бесконечно малая в этой величественной ма- шинерии реальности, одновременно наукообразной и мистической.

 
<< Первая < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Следующая > Последняя >>

Страница 70 из 130