Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 69

Сейчас в область гуманитарных исследований инвестируются невероятные концептуальные силы и ресурсы; разработки ведутся с поражающими вообра­жение интенсивностью и тематической широтой. Однако возникающее в ре­зультате квази-научное, псевдо-полиморфное мировоззрение, бесформенное и монструозное, заставляет задуматься о цели и смысле такого Великого Делания. Бодрийяр в «Прозрачности зла» отмечает, что современное общество не нужда­ется в катастрофах реальных, поскольку живет под знаком катастрофы вирту­альной. Если естественные фаницы принципиально различных областей знания и оказались стерты, преодолены, уличены в навязывании произвольных, авто­ритарных норм и дистинкций текучей субстанции человеческого творчества и под этим предлогом отправлены в бессрочную ссылку новоявленными апологе­тами Единого, то это произошло потому, что мысль занялась озвучиванием же­лания, дала голос самой аморфной и безликой из субстанций бытия. Брак языка и бессознательного состоялся, заявляет Делез в «Логике смысла». Явилось ли это следствием того, что мысль озабочена лишь поисками собственного образа? Но бытие — не зеркало мысли, как бы нам не хотелось порой обратного; стре­миться узнать себя во Внешнем, какие бы концептуальные обличия это Внеш­нее не принимало — благой ли Природы просветителей, фантастически ли сложной Вселенной позднейших физико-математических дескрипций, — опас­ное занятие. Об этом предупреждал Ницше: «Познающий, будь осторожен — если долго вглядываться в бездну, бездна начнет вглядываться в тебя». Он, как никто другой, провидел опасности, связанные с возрождением и сииентизацией так называемой «философии природы». Делез с присущим ему энтузиазмом «повенчал» Ницше и стоиков, и отчасти основания для этого имелись: воля-к- власти, Вечное Возвращение, — именно в этих ницшевских концептах заявил о себе этот новый-старый дух, древний призрак самоаффектируемого Единого, в «Логике смысла» обретший имя Хронос (а соответствующее ему как макрокос­му микрокосм-сознание — Зон, пустая форма, поверхность, бесконечная пря­мая линия, минимум бытия, который вдыхает жизнь в абсурдный зверинец бор­хесовского императора, упомянутый Фуко во введении к «Словам и вещам»); в «Что такое философия?» это Хаосмос. Однако мы найдем у Ницше и места, где он ясно говорит о химеричности стойко-атомистических концепций, описывая их как философскую разновидность laisser aller (махнуть на все рукой, пустить на самотек). Да и Делез не столь однозначен. Иначе бы он не сделал своим де­визом различие; иначе бы он не написал сразу после «Что такое философия?» довольно мрачный текст, «Опустошенный», где мысль трактуется из вне- мысленной исчерпанности бытия, а вся ее работа сводится к объективации этой исчерпанности в знаках и жестах.

 
<< Первая < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Следующая > Последняя >>

Страница 69 из 130