Именно событие когито, считает М.К., позволяет обнаружить, что «мыслить сам» я могу только сейчас когда меня поддерживает силой вечного творения Бог. Находя себя в событии когито, я вижу, что произвольно не могу продлить мысль. Бог как действующая причина действует изнутри событийного времени. Внутри события когито нет никакого временного промежутка между действием Бога, Им самим —- и мной, поддерживаемым Его силой вечного творения. «Внутри» происходит совпадение максимума и минимума, актуального действия сейчас всех условий в пространстве события. «Например, как если бы вы были исихастом и считали бы, что изображение Христа на нерукотворной иконе и есть то, что этим изображением изображается» [13, 275].
Таким образом, событийная интерпретация когито позволяет предположить, что когито — это не обнаружение одинокого и самодовлеющего Я, а обнаружение Я, получающего свою самость в результате синергии, соединения с действием божественным. Когито тогда — общение как соединение энергий. Так понятое когито не противоположно ТЫ диалогистов и предстает даже спецификацией отношения.
Литература
1. Хайдсггер М О существе основания // Философия: в поисках онтологии. Самара: СаГА, 1998..
2. Херманн Фр.-В. фон. Фундаментальная онтология языка. Минск: ЕГУ, 2001.
3. Бубер М. Я и Ты // Философия: в поисках онтологии. Самара: СаГА, 1994.
4. См : Делез Ж. Критика и клиника. СПб.: Machine, 2002.
5. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии, СПб: Алетейя, 1998.
6. Библер B.C. Диалог и диалогика // Библер B.C. Замыслы. М.: РГГУ, 2002.
7. Ахутин А.В Все еще только начинается // Библер B.C. Замыслы. М.: РГГУ, 2002.
8. Розеншток-Хюсси О. Я — не чистый мыслитель. М.: Издательский дом «Грааль», 2001. |