Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 65

У Бубера мы находим целый ряд черт отношения, позволяющий интерпре­тировать отношение в рамках онтологии события. Так, инаковость отношения по сравнению с любым сущим устраняет всякую возможность его соседства с «что»: «Но где говорится ТЫ, нет никакого ЧТО. ТЫ не примыкает. Кто гово­рит ТЫ, не имеет никакого ЧТО, не имеет ничего. Но он относится» [3, 4]. Рав­ным образом, связность в пространстве и времени и причинная детерминация не распространяется на сферу отношения: «До тех пор, пока небо ТЫ распахнуто надо мной, ветры причинности прильнули к моим стопам <...>» [3, 7]. Итак, не имманентность мгновения-ока, а трансцендентность чистого и пустого мгнове­ния, и установление отношения поверх времени Хроноса делают событие отно­шения онтологически отличающимся от любого длящегося сущего.

М.К. Мамародашвили пишет в «Картезианских размышлениях», что имен­но теория дискретности времени была основным онтологическим переживанием Декарта. Время естественно не продлевается, для этого нужно непрерывное творение. В отличие от установившегося толкования когито как представления о самотождественности и автономности мыслящего Я, Мамардашвили считает, что у самого Декарта содержится понимание когито как события, иначе нельзя было бы понять Декарта. Только событийность когито позволила ему сделать другой разрез всей пирамиды, или перестроить всю рефлексию, перестать ис­кать последние основания, поскольку нет никаких причин останавливаться и объявлять что-то последним или первым. Дурная бесконечность обоснования — не основание прерывать его. «То есть когито есть прежде всего некое выпаде­ние, или другой срез абстракции, полный поворот глаз. Некий акт видения себя, опирающегося на сознание того, что сейчас меня поддерживает, что сейчас яв­ляется основой моего существования. Именно это позволило Декарту сделать другой разрез всей пирамиды, имеющей в основании не некое первобытие, пер­вопричину, первосущество, сущность или субстанцию» [1, 93]. Когито как со­бытие переводит меня в другой режим существования, в другое измерение, где важно только настоящее, момент «сейчас когда» и нет смысла рассматривать движение каузальности из прошлого в будущее.

 
<< Первая < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Следующая > Последняя >>

Страница 65 из 130